2 . Способы форсирования и преодоления водных преград
Форсирование
— наступление
с преодолением водной преграды,
противоположный берег которой обороняется
противником. Форсирование является
одним из наиболее сложных видов боевой
деятельности войск.
Сложность
форсирования определяется
-
Необходимостью преодоления водной преграды под огнем противника прежде, чем наступающие смогут перейти в атаку.
-
Трудностью, а порой невозможностью массового ввода в бой танков в первый период боя на противоположном берегу, вследствие чего мотострелковые подразделения вынуждены вести бой без танкового усиления.
-
Необходимостью расчленения войска по фронту и глубине, а также переплавлять подразделения на противоположный берег рейсо-расчетами, вследствие чего силы и средства наступающих на противоположном берегу будут накапливаться постепенно, а сами переправившееся подразделения будут вступать в бой не одновременно и на разобщенных направлениях.
-
Необходимость значительного усиления наступающих войск инженерными подразделениями, оснащенными специальными переправочно-десантными подразделениями.
-
Повышенными потерями войск от огня противника как в период посадки на переправочно-десантные средства и высадки из них, так в период движения через водную преграду.
-
Трудностью сообщения войск со своими тылами через водную преграду, что отрицательно влияет на полноту и своевременное материально- техническое обеспечение переправившихся войск и переправу раненных.
Несмотря на
указанные трудности войска способны в
короткие сроки форсировать водные
преграды. Это достигается наличием в
мотострелковых подразделениях и других
родах войск плавающей техники, наличием
современных переправочно-десантных
средств понтонных парков, обеспечивающих
переправлять средства усиления.
В зависимости от
боевой обстановки форсирование может
быть с ходу, после дополнительной
подготовки в короткие сроки, после
всесторонней подготовки. Основным
способом форсирования водных преград
является форсирование с ходу, которое
осуществляется при развитии наступления
и при преследовании отходящего противника.
Форсирование с ходу заключается в том, что наступающие войска стремительно выходят к водной преграде на широком фронте, с ходу преодолевают ее в сроки, не снижающие темпа наступления и безостановочно развивают наступление в глубину на противоположном берегу. Оно обычно осуществляется в той группировке, в которой войска вели наступление. Форсирование с ходу требует умелого применения ядерного оружия, обычных средств поражения и воздушных десантов, использование боевых машин и переправочных средств, а также преодоление танками водных преград по глубоким бродам и под водой. |
Форсирование после дополнительной подготовкев короткие сроки проводится в том случае, если форсирование с ходу не удалось и заключается в том, что войска производят перегруппировку, совершают необходимый маневр, доразведуют цели, уточняются или ставятся новые боевые задачи, организуется взаимодействие, поражается основная группировка противника ядерным оружием или другими средствами. После этого войска стремительно преодолевают водную преграду и развивают наступление на противоположном берегу. |
Форсирование после всесторонней подготовки.Производится в тех случаях, когда войска до начала наступления находились в непосредственном соприкосновении с противником на водном рубеже или когда форсирование с ходу не удалось.Форсирование после всесторонней подготовки проводится скрытно и в сжатые сроки, организуется тщательная разведка противника и водной преграды, проводится рекогносцировка, принимаются решения, уточняются или ставятся новые задачи войскам, организуется взаимодействие. При необходимости организуется перегруппировка войск, скрытно подтягиваются переправочные средства к участкам форсирования.Форсирование после всесторонней подготовке осуществляется, как правило, после нанесения ядерного удара и огневой подготовки. |
В современных
условиях наступающим войскам нередко
в течении одних суток придется форсировать
не одну, а две и более водных преград.
Это требует тщательной подготовки и
организации форсирования ряда водных
преград, умелого распределения и
использования переправочных средств,
а также своевременного маневра
переправочными средствами в ходе
наступления.
Целью маневра является
наращивание темпов переправы на тех
участках, где форсирование развертывается
успешно, быстрое высвобождение
переправочных средств с одной водной
преграды для последующего развертывания
переправочных средств на следующих
водных преградах и восстановления
резерва переправочных средств.
Переправа через реки и ручьи
17-1. Для переправы можно использовать почти любые виды рек и ручьев: мелкие или глубокие, тихие или быстрые, узкие или широкие. Прежде чем пересекать реку или ручей, разработай хороший план.
17-2. Первый шаг заключается в поисках высокой точки, с которой открывается хороший обзор реки. Оттуда можно выбрать место переправы. Если такой точки нет — залезь на дерево. Хорошее место для переправы:
- Равнина, на которой река распадается на несколько потоков. Два или три узких ручья обычно проще пересечь, чем широкий поток.
- Мелкий берег или песчаная отмель. По возможности выбери точку выше по течению так, чтобы течение перенесло к берегу, если ты споткнешься или упадешь.
- Переправляясь через реку, держи курс ниже по течению, чтобы пересечь ее под углом в 45 градусов.
17-3. Следующие места потенциально опасны для переправы; по мере возможности избегай их:
- Препятствия на противоположном берегу, мешающие движению. Попробуй выбрать место, откуда двигаться наиболее безопасно и легко.
- Горный уступ, пересекающий реку часто указывает на опасные пороги или каньоны.
- Глубокий / быстрый водопад или глубокое русло. Никогда не пытайся пересечь вброд небольшую речку прямо над таким опасным местом или даже рядом с ним.
- Скалистые места могут вызвать серьезные травмы, если поскользнуться или упасть. Как правило, подводные камни очень скользкие, что затрудняет сохранение равновесия. Однако, случайный камень, торчащий из воды может помочь.
- Устье реки, как правило, широкое, имеет быстрое течение и подвержено приливам. Эти приливы могут влиять на некоторые реки на протяжении многих километров от их устья. Отправляйся выше по течению к более простому месту для переправы.
- Водовороты и речные пороги, которые могут производить мощную обратную тягу вниз по течению от препятствия, вызывающего их. Они могут утянуть под воду.
17-4. Глубина преодолеваемой вброд реки или потока не останавливают, когда ты умеешь сохранять равновесие. По факту, на глубине течение реки спокойнее, а потому безопаснее, чем быстрый поток на мелководье. Позже всегда можно высушить одежду, или, по необходимости, соорудить плот для транспортировки одежды и оборудования через реку.
17-5. При очень низких температурах воды не пытайся переплыть или перебраться через поток или реку. Этот заплыв может стать смертельным. Попробуй соорудить какой-нибудь плот. Переходи вброд, если намочишь только ноги. Как только достигнешь другого берега тщательно их высуши.
Переправа через реки и другие водные преграды вплавь.
Этот вид переправы в горно-таежном пешем походе применяется редко из-за низкой температуры воды, сильного течения, загроможденного русла реки — когда невозможно применить другие виды переправ, например переправу на плотах. Водные преграды можно преодолевать вплавь умеющим хорошо плавать и с использованием плавательных средств при скорости течения до 3 м/сек. Течение считается слабым — до 0,5, средним — от 0,5 до 1, быстрым — от 1 до 2 и очень быстрым — свыше 2 м/сек. Переправляться вплавь можно без затруднений человеку при скорости течения до 1 м/сек и ширине реки 60 метров. Верховым лошадям — до 2 м/сек и ширине реки до 300 метров.
Характеристики и вместимость деревянных лодок.
Длина в м | Ширина в м | Высота в м | Емкость в м3 | Вес в кг | Вместимость (чел.) |
7,3 | 1,8 | 0,8 | 6,3 | 600 | 22 |
6,7 | 1,7 | 0,75 | 5,1 | 525 | 18 |
6,1 | 1,65 | 0,75 | 4,6 | 450 | 16 |
5,5 | 1,65 | 0,68 | 3,7 | 400 | 12 |
4,9 | 1,65 | 0,68 | 3,3 | 340 | 11 |
4,3 | 1,5 | 0,6 | 2,3 | 275 | 8 |
Для переправы можно использовать надувные матрацы. Из двух соединенных между собой матрацев и нескольких палок для жесткости связывается плот. Грузоподъемность такого плота до 150 кг. Один конец вспомогательной веревки прикрепляется к плоту, другой находится на берегу у группы, которая осуществляет им страховку.
или плывут рядом с лошадью, придерживая руками стремя. Перед переправойрюкзаков содержимое внутри них нужно переложить в полиэтиленовый вкладыш. Переправа верхом с рюкзаком недопустима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В представленной презентации рассматриваются основные способы безопасного преодоления водных преград и болот.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е.
Наша школа является площадкой для проведения педагогических экспериментов, направленных на поиск оптимальных форм и методов личностно-ориентированного обучения в преподавании. Метод проектов яв.
На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф.
В работе исследованы основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности по профессии «Парикмахер».
Отче о работе театрального кружка.
Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программиров.
Для уверенного передвижения по крутым склонам необходимо подобрать правильную обувь, подошва ее должна быть рифленой, толстой и не скользить. Во время передвижения по рельефной поверхности склона старайтесь наступать на всю поверхность стопы, при этом разводя носки в стороны. Длинный подъем необходимо производить боком, попеременно меняя положение тела. Пологий спуск лучше всего выполнить бегом, если на пути встречаются препятствия, то спуск производить на согнутых ногах. При беге с крутого склона необходимо учитывать вес рюкзака, он не должен быть тяжелым.
Не забывайте соблюдать меры предосторожности и правила безопастности, обязательно одевайте спательный жилет при переправах (размеры жилетов тут), и привлекайте инструктора для длительных пеших походов. Правильное преодоление препятствий гарантирует успешное прохождение всего пути путешествия, сохранит здоровье и оставит только положительные эмоции
Другие водные препятствия и способы переправ
17-23. Другие водные препятствия, с которыми можно столкнуться – это болота, торфяные болота, трясины или зыбучие пески. Не пытайся пройти через них. Попытка поднять ноги стоя поможет тебе увязнуть. Попытайся обойти эти препятствия. Если такой возможности нет, попробуй преодолеть их с помощью бревен, ветвей или листвы.
17-24. Переправа через болото состоит в том, чтобы лечь лицом вниз, раскинув руки и ноги. Задействуй плавсредство или наполненные воздухом карманы одежды. Плыви или растяни свой путь пересечения, двигаясь медленно и сохраняя горизонтальное положение.
17-25. Болотистая местность с растительностью чаще всего довольно устойчива, чтобы выдержать твой вес. Однако, обычно на открытом иле или в акватории растительности нет. Если ты среднестатистический пловец, то у тебя не должно возникнуть проблем с плаванием, ползанием или прохождением через километры трясин или болот.
17-26. Зыбучие пески представляют собой смесь песка и воды, которая образует меняющиеся массы. Они легко поддаются давлению, засасывая вниз и поглощая объекты, находящиеся на поверхности. Различаются по глубине и обычно локализованы. Зыбучие пески обычно встречаются на равнинных берегах, в засоренных илом реках с меняющимися течениями и вблизи устьев крупных рек. Если ты не уверен, является ли песчаная зона зыбучими песками, брось небольшой камень на нее. В зыбучих песках он утонет. Хотя зыбучие пески более всасывающие, чем ил или грязь, можно преодолеть их также, как трясину. Ложись лицом вниз, раскинь руки и ноги и медленно перемещайся.
Использование бревен
Один из самых распространенных способов – это использование бревен. Для этого нужны крепкие деревья, тщательно очищенные от ветвей, длина которых на несколько метров превышает ширину водоема. Возможно связывание двух стволов с нахлестом одного бревна на другое не менее чем на 1,5 метра и тугим перетягиванием веревкой в двух местах. Затем толстый конец дерева укрепляют камнями или помещают в яму, а тонкий обвязывают канатом. После тщательной подготовки будущий мост аккуратно приподнимают, поворачивают и укладывают на противоположный берег. Переход лучше осуществлять в самом узком месте водоема, а само бревно должно быть выше уровня воды. На бурных и глубоких реках вдоль бревенчатого моста дополнительно натягивают веревочные перила для страховки. Располагают их на уровне плеча или головы переправляющихся, немного в стороне от бревенчатого моста. Возможно также использование клади – нескольких тонких деревьев, связанных вместе. Если есть естественные бревенчатые завалы, переход по ним возможен только после проверки на прочность.
По камням
Такая переправа возможна там, где камни располагаются достаточно близко друг от друга – на расстоянии не более одного прыжка. Необходимо учитывать, что камни могут быть скользкими и неустойчивыми. Дополнительной опорой служит шест или ледоруб, упирающийся в дно перед идущим со стороны потока. Чем глубже и стремительнее водоем, тем более нужна дополнительная страховка с суши. Для ее осуществления один конец бечевки обвязывается вокруг переправляющегося, а другой держат несколько человек, находящихся на твердой земле вниз по течению от переправы. Не слишком широкие ручьи можно просто перепрыгнуть, помогая себе шестом.
Форсирование малой реки
Начнём с простого: речек с небольшими глубинами. Наличие возможности пересечь реку просто пешком по дну, как правило, очевидно. Опытным туристам и рыболовам: то точно. Кто далёк от таких увлечений: придётся напрячься.
Можно взобраться на более крутой, обрывистый берег, осмотреться. В месте потенциального брода будет просматриваться дно на большей части ширины реки. По более светлой (в сравнении с омутами) воде будет понято, есть ли серьёзная глубина со стороны крутого берега.
Если у вас немного снаряжения, то ни к каким техническим средствам, созданию мини-плотиков не прибегают. Просто переносят груз над собой, на плечах или голове. Если снаряги много, не унести просто так не замочив, то строят мини-плотик (об этом будет ниже).
Что делать с одеждой и обувью? Оптимально всё снять. Одежду и обувь уложить в рюкзак. Форсировать голышом. Чтобы на том берегу одеться в сухое, и продолжить путь.
Исключения: каменистое дно, ракушечник, видный ещё с берега, недобрые предчувствия по битому стеклу, учитывая мусор на берегах. Когда есть большой риск поранить ступни или поскользнуться: носки снимают (если нет сменных), ботинки одевают на босу ногу. Плотно затягивают. И так переходят.
Если время зимнее и ещё долго идти, то после переправы разводят костёр, либо пытаются подсушить обувь иными средствами: отжать, промокнуть чем-то. После этого можно надеть влажные ботинки на сухие носки и продолжить путь. Досушивать придётся уже во время стоянки на ночлег. Подобное экстремальное форсирование обычно подгадывают к вечеру. Чтобы после преодоления водной преграды сразу становиться на ночёвку, разводить костёр и сушить заодно обувь.
Переправа по льду
Если природа не преподносит сюрпризов, в виде «европейских» зим, то зимой и ранней осенью на большей территории России, лед на водоемах обычно толстый и прочный. Но, тем не менее, расслабляться никогда не нужно. Поэтому рассмотрим правила переправы через замерзшие реки и водоемы.
Что должен сделать каждый участник? Расстегнуть крепления рюкзака. В идеале одеть его нужно за одну лямку, если совсем тяжело, то за две. В руки взять веревку и длинную палку (все это понадобится, если человек провалиться под лед). Расстояние между туристами должно быть не менее 5 м. При этом первым идет самый опытный человек, а за ним «след в след» все остальные. Не следует смеяться, активно беседовать – от группы требуется сосредоточенность и внимательность.
Алгоритм действий при падении человека под лед
Если один из участников провалился под лед, то остальным следует остановиться, сохраняя дистанцию между собой, и снять рюкзаки. Ближайший к нему человек должен проанализировать ситуацию и кинуть упавшему конец веревки, стараясь вытянуть его на лед. Близко не следует подходить. Приблизиться к упавшему можно ползком, если становится ясно, что сам из воды на лед он не выберется. Здесь поможет шест, так как на него будет легче опереться и выползти на лед.
Если при падении уцелел рюкзак, то нужно помочь от него освободиться, и только потом ползком выбираться подальше от полыньи. Все это проделывается лежа на животе.
Даже если кажется, что беда миновала, не спешите вставать и продолжайте соблюдать дистанцию.
Следующим важным этапом будет поскорее выбраться на берег и согреть упавшего под лед. Здесь также важна слаженная работа команды, пока одни переодевают пострадавшего, другие должны быстро разжечь костер, приготовить теплое питье, разложить палатку, чтобы утеплить товарища и уложить его отдыхать в спальник.
Первое время необходимо следить за состоянием здоровья потерпевшего, при необходимости дать ему лекарства от простуды. Если состояние совсем плохое, идти до ближайшего населенного пункта за врачебной помощью.
Двигаться группа сможет только, когда будет ясно, что человек здоров и может продолжать поход.
Презентация по ОБЖ на тему:»Правила переправы через реки и болота.»
Способы преодоления рек можно разделить на две группы:
- переправы по воде (вплавь или вброд);
- переправы с помощью технических средств (перила или плавсредства).
Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило преодолевают по готовым мостам и кладям.
Если они не имеют перил и неустойчивы, то первым проходит опытный турист.
Он опробует переправу и организует страховку другим с помощью шеста или руки.
Для лучшего сохранения равновесия каждому следует иметь шест.
Если из воды торчат крупные камни, нужно идти ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена.
Не рекомендуется снимать обувь, так как можно пораниться о дно или катящимися камнями.
Продукты и намокаемые вещи перекладывают в верхнюю часть рюкзака.
Переправа вброд может проходить в одиночку с шестом, палкой или ледорубом.
Шест держится двумя руками, упирается в дно против течения.
Ноги от дна не отрывать, двигаться приставными шагами.
Переправа в плавь возможна на спокойной реке и для умеющих хорошо плавать.
Удобным местом для нее служат глубокие участки с пологим падением русла.
Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению.
Не следует стремится пересечь преграду по кратчайшей прямой.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ водные преграды
1. Перед организацией переправы необходимо тщательно разведать берега, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использований опор, отобрать материалы и снаряжения для организации переправы.
2. Определить способ переправы, учитывая возможности группы.
3. Выбрать место и время переправы.
4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа.
5. Ниже по течению создать в наиболее удобном месте пункт перехвата, подобрать двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных людей, способных в любой момент броситься на перехват при надежной страховке.
6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.
7. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок, правильность действия переправляющихся.
8. Выпускать на переправу первым наиболее опытного человека, демонстрирующего правильные приемы.
9. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.
10. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.
11. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы.
12. Организаторы и страхующие должны быть на надежной самостраховке.
Переправа через р. Пур в межсезонье
В период межсезонья перевозку людей через реку осуществляют «катера» на воздушных подушках. До железнодорожной станции Коротчаево ездит микроавтобус, который доставляет людей к поездам. Для перевозки грузов, транспорта и спецтехники ходят несколько барж.
Для перевозки автомобильного транспорта, грузов и техники, на линию выходят от 4 до 6 барж грузоподъемностью до 800 тонн. Рейсы осуществляются по наполнению судов.
Оперативную информацию по работе переправы, о перевозках пассажиров «воздушными подушками» и паромами предлагают узнавать по телефону горячей линии городского хозяйства поселка Уренгой: 8 (34934) 9-14-68
Для граждан стоимость билета на переправу в утренние и вечерние часы составляет 200 рублей, в дневное время — 500 рублей.
Стоимость перевозки баржами (аппарелями) через р. Пур
Аппарель – это пологая площадка или платформа для подъёма и спуска техники, грузов, животных, людей. Аппарель тянет буксир или буксиры в зависимости от загруженности аппарели. Проще говоря, буксиры являются «двигателями» аппарели.
Вот примерные цены на переправу баржами.
Тарифы применяются при проезде в одну сторону. При работе в ледовых условиях одним буксиром тариф увеличивается на 20%. При работе в ледовых условиях двумя буксирами тариф увеличивается на 50%.
Переправа реки вброд
АктивныйОтдых
Отдых на природе помогает туристам восстановить силы, получить новые эмоции и впечатления, зарядиться энергией. Нередко во время похода требуется пересечь водоем, но при этом рядом не оказывается моста. Приходится переходить вброд.
Тщательно выбирайте участок, где предстоит пересекать реку
Для этого важно соблюдение некоторых условий:
- Оценить ширину, глубину водоема, скорость течения, климатические, метеорологические условия. К ним относятся погода, температура воздуха, акватории. Также стоит учитывать, как быстро изменяется уровень воды, предвидятся ли дожди или ветра.
- Определить скорость течения реки можно следующим образом. Попросите товарища удалиться от вас на 10 метров. Затем пусть он бросит в воду веточку или щепку. Засеките время, чтобы определить, за сколько секунд щепка доплывет до вас. Разделив расстояние на полученное время, получится необходимая величина. Помните, переходить водоем вброд при скорости водобега свыше 3-4 метров в секунду очень рискованно.
- Определите удобное место, которое подведет к побережью на одной стороне, и выведет на другой. Наиболее подходящим участком для пересечения считается тот, где есть перехватчики – местные жители, опытные туристы на другом берегу или находящиеся рядом. Они помогут при падении или сильном течении. Хорошо осмотрите окрестности: возможно, рядом есть переправочные станции или мостики.
Оптимальное место для перехода ручья вброд определяется по признакам:
- Бассейн постепенно расширяется на прямом участке течения;
- на поверхности видны отмели, перекаты или небольшие островки;
- на берегах встречаются хорошо протоптанные тропы, что свидетельствует о том, что ваши предшественники пересекали водоем в этом же месте.
Обратите внимание, не виднеются ли коряги, затопленные деревья, ветви. Подобная картина наблюдается у равнинных бассейнов
Пересечь горный ручей гораздо сложнее
Важно учесть подготовку туристов, наличие и необходимость использования дополнительного снаряжения
Переправа по воде через реки и другие водные преграды на лодках, байдарках и плотах, переправа через водные преграды вплавь.
Загрузка лодки или байдарки должна быть равномерной. Рюкзаки укладываются невысоко, в средней части. Размещать членов группы следует так, чтобы корма была ниже носовой части. При переправе соблюдать правила безопасности. Переправляться на самодельных плотах можно, если их размеры и грузоподъемность соответствуют виду и качеству различных пород древесины.
Порода дерева | Подъемная сила 1 м2 дерева, в кг | |
Свежесрубленного | Сухого | |
Тополь, кедр, пихта, ель | 250 | 500 |
Сосна, осина, ива, ольха | 200 | 450 |
Береза, лиственница, вяз, каштан | 150 | 400 |
Дуб, ясень, клен, бук, граб | 300-200 |
Переправляться на деревянных лодках можно при соблюдении требований вместимости для таких лодок, приведенных в таблице ниже.
[править] Ход Битвы
Таким образом, в конце сентября 218 г. до н. э. Ганнибал, приготовив транспортный флот для переправы реки, оправил ночью Ганнона, сына Бомилькара выступить с частью войска, преимущественно из испанцев, и идти вверх по реке на расстояние одного дня пути, чтобы затем — на первом удобном месте — переправиться через Рону и повести отряд в обход врагу, чтобы, когда начнётся переправа основного войска, напасть на вольков с тыла.
Ганнону показали путь галлы, которые сообщили, что на расстоянии приблизительно 25 миль (около 37 км) от стоянки карфагенян река разделяется на два рукава, образуя небольшой остров, так что то самое место, где она разделяется, вследствие большой ширины и меньшей глубины русла наиболее удобно для переправы. Там Ганнон велел построить плоты и переправил на них людей, лошадей и грузы. Разбив лагерь недалеко от реки, карфагенские воины, уставшие от ночного похода и от работ по переправе, отдыхали в продолжение одного дня. На следующий день Ганнон с войском пошёл дальше и дымом костров, разведённых на верхушке холма, дал знать Ганнибалу, что перешёл реку и находится недалеко.
Тогда Ганнибал дал сигнал к общей переправе. Пехота переправлялась на лодках, конница — на кораблях. Суда переправлялись выше по течению, чтобы разбить напор волн; благодаря этому плывущие ниже лодки были в безопасности. Лошади большею частью переплавлялись вплавь, будучи привязаны ремнями к корме кораблей; исключение составляли те, которых нарочно погрузили на суда оседланными и взнузданными, чтобы они могли служить всадникам тотчас после высадки.
Вольки толпами высыпали на берег, издавали боевой клич, «потрясая над головой щитами и размахивая дротиками». Пока вольки смотрели на подплывающую к ним с диким гулом карфагенскую армию, внезапно их лагерь был атакован и взят Ганноном. Затем Ганнон ударил и по ним, в результате вольки оказались окружены с обеих сторон: с одной стороны солдаты с кораблей высаживались на берег, с другой вольков теснило войско Ганнона. Сначала галлы пытались оказывать сопротивление и здесь, и там, но были отброшены и, завидев более или менее открытый путь, прорвались и разбежались по своим деревням.
После этого Ганнибал переправил остальные свои силы и расположился лагерем. После переправы пехотинцев и конников, на паромах были переправлены слоны:
Фронтин так говорит о переправки слонов:
Переход вброд
Брод лучше искать ниже речной излучины, под острым углом к берегу вниз по течению. Наличие брода можно определить по несильной ряби на воде, расширению прямого участка реки, наличию отмелей и ряду других характерных признаков. Брод преодолевают обязательно в обуви, но без носков. При отсутствии серьезной угрозы сноса переправляющихся водой переходить можно без страховки, используя шест – прочную палку, длина которой не меньше человеческого роста. Прежде чем сделать шаг, дно тщательно ощупывают шестом. Ноги и палку нельзя поднимать высоко. Широкие и неглубокие водные препятствия можно преодолевать группами по двое либо шеренгами. При этом держатся за плечи или талию соседа и стоят лицом в сторону противоположного берега. В случае повышенного риска (быстрого течения, неопределенной глубины и т. д.), переправа осуществляется при помощи веревочных перил или растяжек. Основная и дополнительная страховки закрепляются с расчетом, что, перебравшись на другую сторону, человек без проблем сам отвяжет их. Первопроходец закрепляет на противоположной стороне импровизированные перила. Остальные путешественники при переходе держатся за них руками и крепят к ним страховочный канат. В момент переправы человек движется боком, лицом к течению. Переходят строго по одному.
Осуществление переправы вплавь
Переправу вплавь применяют тогда, если невозможно применить другие виды переправы через водоем. При такой переправе желательно использовать вспомогательную веревку, с помощью которой переправляют людей и рюкзаки (рюкзаки укладывается в полиэтиленовый мешок во избежание намокания). Если на реке имеем бурное течение, то в этом случае желательно отказаться от прохождения водной преграды, так как такая река может быть опасной.
Наиболее частый вид переправы через небольшие реки и другие водные препятствия — прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке.
Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопление деревьев и других предметов, которые при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.
Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки. Определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата, определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.
Переправа вброд через горные реки со скоростью течения более 3-4 м/сек с каменистым дном возможн а: человеку — при глубине по колено, верховым лошадям — при глубине по брюхо, для телеги в упряжи — не выше оси хода.
Переход реки и прохождение сложных участков
Первым должен идти опытный турист, физически и эмоционально крепкий, выносливый. Следующий за ним человек должен уметь плавать, чтобы при необходимости мог оказать помощь. Только после того, как «первопроходец» выйдет на другой берег, акваторию пересекает вся группа. Неуверенных в своих силах лучше отправлять вслед за сильными участниками похода.
При переходе ручья вброд на сложном участке потребуется шест, 2 веревки. Каждую из них будут удерживать 2 человека. Первый турист должен пристегнуться к основному и вспомогательному тросу. Люди, которые держат снаряжение, должны разойтись так, чтобы главная веревка проходила выше по течению, а дополнительная – ниже. При таком подходе, если «первопроходец» упадет, то один канат удержит его и не даст скатиться, а другой поможет подтянуть к берегу.
Остальные участники похода переходят водоем лицом к водобегу. Последний человек отвязывает трос по мере завершения перехода.
Патовая ситуация
Самый неприятный сезон для форсирования водных преград – это начало ледостава, когда река только начала схватываться льдом. Нормально переходить вброд или плыть уже не получается. Но и лёд ещё не прочный, чтобы просто перейти по нему на тот берег.
Бывает, закраины уже являют весьма толстый лёд. Его не поломать ни руками, ни палкой. Только топором рубить. Да и могут такие наледи занимать до половины ширины реки.
Другой, короткий, но такой же патовый период – ледоход. Когда по руслу несётся ледяная крошка, от средней фракции, до мини-айсбергов.
В такие отрезки не пересечь даже среднюю реку. Приходится тщательнее находить место для переправы. Пересматривать планы. Какое-то время двигаться вдоль реки. Выжидать, пока наледи подтают или пройдёт ледоход.
* * *
Подписывайтесь! Впереди много интересных и полезных материалов о выживании на войне, оружии, снаряжении, приёмах.
* * *Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
Страховка при переправе через горные реки вброд.
Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Верхнюю одежду лучше снять, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку. Если вода теплая, а переход мал, глубокийброд лучше пройти без одежды. Снятую одежду поместите под верхний клапан рюкзака или, связав в узел, держите над головой.
Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно ногами. В одиночку можно переправляться через реку навстречу течению, упираясь в дно крепким деревянным шестом. Если поток бурный, с мутной водой, не позволяет просмотреть характер дна, для опоры удобно использовать шест, подстраховав еговеревкой или репшнуром. Если одному переправляться трудно, можно войти в воду вдвоем—втроем.
Переправа на рюкзаке (мини-катамаран)
Для далёких от экстремального туризма людей является откровением, что рюкзак – не тонет. Сомневаетесь? Будет нечего делать в каком-нибудь летнем походе – просто попробуйте утопить свой рюкзак (не забудьте предварительно изъять смартфон и прочие гаджеты ). Окажется, что он неплохо держится на воде. На нём можно плавать, как на поплавке. Нужно изрядно времени, чтобы он полностью набрал воды. Обычно водная преграда уже давно оказывается позади.
Но можно идти ещё дальше. Существуют многочисленные варианты повышения плавучести рюкзака и защиты его содержимого от намокания.
Для этих целей полезно иметь в снаряжении что-то из этого:
- тент;
- гамак;
- большой чехол, баул на рюкзак;
- плащ-палатку;
- дождевик;
- просто кусок полиэтиленовой плёнки;
- большие мусорные пакеты;
- коврик-каремат.
Перед форсированием водной преграды пустой рюкзак выстилают изнутри чем-то из перечисленного, и только потом заполняют. Неслабую плавучесть даёт рулон из каремата, как своего рода капсула внутри рюкзака.
Можно второй слой защиты применить еще и снаружи, замотав рюкзак в тент, плёнку или мусорный пакет.
* * *
Интересный способ: форсирование на мини-катамаране.
Подготавливают рюкзак, как описано выше. Вырезают два прочных шеста. Притягивают их к бокам рюкзака. Между другими концами привязывают рулон из коврика-каремата. Можно какое-то снаряжение напихать внутрь этого свёртка.
Получается некое подобие катамарана. Всё это закрывают тентом, чехлом, плёнкой, увязывают концы верёвкой. Выходит практически водонепроницаемая продолговатая «конфетка» с затянутыми концами.
На такую штуку просто укладываются сверху и плывут. Отлично держит. Позволяет сохранить снаряжение сухим. Даже сам пловец может намокнуть далеко не весь.