Узлы применяемые в альпинизме

Как выглядит Булинь?

Надежность – одно из свойств, чем можно описать узел. Он сохраняет около 60% прочности линии и имеет эффективность узла 77%. Большую часть времени мы используем его вариацию, называемую Бегущий Булинь. Бегущая линия изгиба образует сужение вокруг того, к чему она привязана. Когда веревка натягивается сильнее, то и узел сжимается сильнее. Несмотря на то, булинь очень надежный только когда взвешен, на самом деле были известны случаи ослабления, когда узел находился как во взвешенном, так и невзвешенном варианте.

Скалолазы плохо разбирались в проблемах Булиня, когда он взвешен и не взвешен. Итак, они начали привязывать Йосемитский Булинь, названный в честь Национального парка Йосемити, величайшего места в мире для скалолазания! Йосемитский Булинь создает замок, который не позволит узлу раскрыться вверх, когда он утяжелен и нет. Если вы используете Булинь в роли узла для жизнеобеспечения, пожалуйста, начните связывать Йосемитский Булинь.

Существует множество других вариаций вязания узла Булинь и у каждой из них есть название. Но наиболее используемые – Бегущий и Йосемитский, который также могут называть Водным.

Классический способ

Сначала рассмотрим классическую схему вязки. Ее можно использовать как для создания узла на свободной веревке, так и для крепления троса к опоре (рисунок 3).

Завязывание булиня данным способом осуществляется так:

  1. На свободном конце веревки делаем малую петлю без оборотов. При желании, трос можно обернуть вокруг опоры.
  2. Оставшийся свободный край протягиваем через петлю, одновременно придерживая ее пальцами.
  3. Ходовой конец нужно обернуть за свободной частью троса, а затем снова просунуть в малую петлю.
  4. Теперь нужно затянуть узел за образовавшуюся большую петлю с одной стороны, и свободный конец – с другой. При этом ширину большой петли можно регулировать с помощью свободного конца.

Рисунок 3. Этапы классической вязки булиня

Правила затягивания петли

Четкое соблюдение рекомендаций по затягиванию петли особенно актуальны в том случае, если вы вяжете узел одной рукой, и собираетесь использовать его для подъема вверх (к примеру, во время спасательных работ или альпинистских упражнений).

Если у вас нет возможности укрепить соединение с помощью контрольного узла, от прочности затягивания петли будет напрямую зависеть человеческая жизнь (рисунок 9).

Рисунок 9. Правильно затянутая петля может спасти человеческую жизнь

Итак, чтобы быстро затянуть петлю и сделать булинь более надежным, нужно ввести ходовой конец веревки в малую петлю, вытянуть его наружу, обвести вокруг большой петли и поместить в верхнюю часть образовавшегося узелка.

Придерживая коренную часть троса одной рукой, потяните за правую часть большой двойной петли. Проделав эти простые действия, вы сможете подтянуть петлю до нужно размера. Подобное соединение вполне успешно заменяет контрольный узел, но в процессе использования нужно обязательно наблюдать за тем, чтобы петля не развязалась.

Классическая схема

  • Шаг 1. Итак, приступим к вязанию этого узла. Берем в обе руки нитки, которые необходимо скрепить. От правой нити нам понадобится только кончик, основная работа происходит с левой ниткой. Именно из неё делаем петельку.
  • Шаг 2. Далее продеваем через левую петельку правую нить. Хвостик, который мы оставляем за петлей, не нужно делать слишком длинным. Маленькая длина тоже не подойдет, ведь далее мы будем этим хвостиком вязать ткацкие узлы.
  • Шаг 3. Плотно соединив нашу левую нить, обхватываем её правым хвостиком. Поэтому мы говорили, что маленькая длина не подойдет.
  • Шаг 4. Вот мы подошли к завершающему этапу. Правый хвостик необходимо продеть в петельку, которая образовалась над этой же правой нитью. Осталось только затянуть наш узелок и отрезать оба хвостика. Отрезать можно под самый узел, это ему не навредит.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

Схема вязки:

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

Схема вязки:

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Разновидности узла булинь

Разновидностей этого веревочного соединения существует достаточно много. К примеру, голландский отличается от классического только тем, что его ходовой конец располагается не внутри, а снаружи петли (рисунок 3).

Рисунок 3. Основные виды соединения: водяной (справа), классический и голландский булинь (слева)

Также существует так называемый водяной булинь, который считается более надежным при вязке на мокрых веревках. Дело в том, что при таком варианте ходовой конец пропускается не в одну колышку, а в две. В результате образуется так называемое «стремя», которое предотвращает сползание петли на мокрой веревке.

Несмотря на то, что разновидностей беседочного узла существует достаточно много, мы рассмотрим только самые популярные из них.

Классический

В классическом исполнении соединение представляет собой петлю на конце веревки, которая способна выдерживать значительные нагрузки и при этом не развязываться. Это достаточно простой и надежный тип соединения, который часто используется альпинистами. Однако на практике, при переменных нагрузках, классический вариант нужно дополнять контрольным, поскольку в подобных условиях без дополнительного соединения он может самостоятельно развязаться (рисунок 4).

Рисунок 4. Узловое соединение в классическом исполнении

Ниже мы рассмотрим, как правильно вязать классический вариант этого узла, а пока упомянем, что в своем традиционном исполнении связанные веревки образуются петлю, причем ходовой ее конец располагается внутри этой петли.

Обратный

Несмотря на то, что классический булинь считается достаточно прочным и надежным, при определенных условиях он может разорваться или развязаться, что приведет к потере груза (рисунок 5).

Особенно часто такое происходит, если вес груза превышает 80 кг, а само соединение было выполнено не совсем правильно.

Обратный, хоть и относится к модификациям классического варианта, считается более надежным. Завязывать его немного сложнее, зато вероятность распускания петли сводится к минимуму. Это объясняется тем, что в процессе вязки сначала создается одна петля, а вторая заводится в нее не со стороны нагруженного конца веревки, а с обратной стороны.

Рисунок 5. Так вяжется обратный вариант беседочного узла

В результате, нагруженный конец веревки не пережимается петлей, что сокращает нагрузку в точке перегиба. Это позволяет существенно сократить вероятность разрыва соединения или самой веревки, так как одна из петель создает две точки приложения усилия и вес воздействует на веревку более равномерно.

Двойной

Тип обвязки двойной булинь чаще всего используется во время спасательных операций или при выполнении работ на большой высоте, когда необходимо безопасно поднять человека на определенный уровень (рисунок 6).

Рисунок 6. Так вяжется двойной булинь

Чтобы сделать такое соединение, одну петлю делают меньше другой. Таким образом, человек может свободно сидеть в петле большего размера, а меньшая используется для захвата и фиксации тела под мышками. Подобная конструкция позволяет использовать для работы обе руки, поэтому именно двойной тип чаще всего используется спасателями и промышленными альпинистами.

Кроме того, данный тип можно применять для вязки страховочной веревки, но в этом случае размер обеих петель должен быть одинаковым.

Типичные ошибки начинающих

Самая частая ошибка, которая встречается при вязании, касается неправильного расположения одной из петель. В правильном, классическом варианте, малая петля должна располагаться на коренном конце веревки, а не на одной из ветвей петли крепежа.

Стоит отметить, что многие считают и неправильно связанный булинь достаточно надежным, но на самом деле, когда от прочности соединения зависит человеческая жизнь, лучше не идти на риск и связывать веревку четко по технологии. Если же вы используете булинь на крепления какого-либо груза на опоре, к примеру, во время отдыха на природе, технология вязания особой роли не играет.

Кроме того, новички часто делают ошибку и оставляют ходовой конец слишком коротким, либо забывают сделать контрольное затягивание петли. Опять-таки, если вы вяжете его во время отдыха на природе, ключевого значения это не имеет, но, если от качества узла зависит ваша или чья-то жизнь, пренебрегать этими моментами не стоит.

Посмотреть, как вяжется узел булинь на практике, вы сможете в видео.

Поделиться

  • 60

1.06.2022
15 627

Узел Булинь

Применение Булиня

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”. В нашем морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску – платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”.

На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют “королем узлов” (king of knols). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отличных качеств беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.

В древнем морском трактате так описывают этот узел:

«Издревле известен полезный узел сей петельный. Вяжется оный путем образования шлага на веревке и пропускания через него свободного конца — вверх и вниз, протягиваемого под основным стволом веревки или каната. Берут лопарь в левую руку так, чтобы свободный конец его был направлен от лица вяжущего узел. На некотором расстоянии от лопаря, в зависимости от величины петли, которую вам требуется получить, выполняют калышку, т.е. очко. если смотреть вперед, то калышка должна находиться с правой стороны лопаря. придерживая калышку указательным и большим пальцами левой руки, в нее пропускают свободный (ходовой) конец лопаря так, чтобы он был направлен к работающему с узлом и шел бы в переплет (бухту) с очком и коренной частью лопаря. Обогнув ходовую часть лопаря вокруг коренной, ее пропускают обратно в очко, ведя вдоль самой себя. после этого затягивают туго очко и ходовой конец лопаря.»

Узел Булинь, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полу-штыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают узлу Булинь право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.

Основное назначение узла булинь – это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку.

Завязанная узлом булинь петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах).

Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух Булиней петлями будет самым надежным. Кроме того, из узла булинь можно сделать надежную затягивающуюся петлю. Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку.

Булинь также можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

В альпинизме булинь используется в первую очередь, как привязочный узел. Самый распространенный способ привязывания веревок к опорам в промышленном альпинизме — булинем.

Улучшенное натягивание верёвки

Чтобы улучшить натяжение протянутой верёвки, бывалые туристы используют самодельные или магазинные фиксаторы. Талреп – устройство, оснащенное на концах кольцами или крючками. Его применяют для стягивания грузов, кабелей на производстве. Пригодится такое устройство и в походе.


Улучшенное натягивание верёвки

Одну сторону талрепа прикрепляют к опоре жёстким способом, на крючок, дюбель или анкер. С другой стороны завязывают верёвку самозатягивающимся узлом или петлёй. Для увеличения натяжения талреп вращают вокруг своей оси. Если крутить устройство в другую сторону, верёвка ослабляется.

Ещё 1 вариант для поддержания троса в натянутом состоянии – применение блок-ролика. Один конец троса прочно крепят к опоре, а второй пропускают через блок. Привязывают к ролику груз, который служит противовесом и не позволяет верёвке провисать.

Изучением узлов, различных по назначению, занимается наука наузистика. И в XXI в. специалисты совершенствуют схемы их завязывания, уточняют названия, придумывают новые туристические, альпинистские, спелеологические связки.

Оформление статьи: Натали Подольская

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: