Узлы альпинистские основные: 18 простых схем с описаниями

Узлы для обвязки и петель

Эти узлы служат для обвязывания альпиниста при организации страховки и для образования незатягивающихся петель.

Помните начало фильма с участием Сильвестра Сталлоне «Скалолаз»?

Булинь

Булинь используют для привязывания к основной веревке.

Существует два варианта вязки узла. Традиционная последовательность и вязка одним концом веревки. Второй вариант более пригоден для связывания грудной обвязки страховочной системы.

Простой булинь требует фиксации контрольным узлом, так как он предрасположен к распусканию. Этот узел необходимо сильно затягивать всегда.

Пошаговая инструкция вязания узла булинь

Двойной булинь

Двойной булинь был предложен инструктором альпинизма Емельяновым Е.Б. для связывания страховочной системы как особо надежный.

При его вязке используется мягкая веревка или полуверевка около 5 метров или 20-ти миллиметровая лента.

Для узла характерно наличие двух петель самостраховки:

  1. На конце веревки, входящей в петли грудной обвязки.
  2. Эта более длинная, на конце которой соединяет петли беседки.

Этот узел позволяет при наличии самостраховки на короткой петле не только распустить нижнюю часть беседки, но и снять ее. Такой прием применяется при возникшей во время движения по скале необходимости переодеться (например, снять теплые брюки).

Узел проводник

Узел проводник имеет одно неоспоримое преимущество – необыкновенная простота его вязки.

Порой мы частенько используем его в быту, даже не подозревая, что узел-то альпинистский!

Так как проводник имеет свойство сильно затягиваться под воздействием нагрузки, то рекомендуется в сплетение вставить металлический предмет, что упростит в дальнейшем его развязывание.

Этот простой узел может быть сделан как в конце, так и в середине веревки. Один из узлов, часто применяемых на спасработах.

Применение:

  • при отсутствии обвязки для привязывания к середине веревки;
  • для связывания веревок.

Узел восьмерка

Узел восьмерка один из тех, которому не требуется вязка контрольных узлов.

Характерно, что он не затягивается и не ползет.

Этот узел получается в результате дополнительного пол-оборота петли после вязки начальной стадии проводника.

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Специальные:

Начинают вязать так же, как и проводник (восьмёрка-проводник).

Второй вариант предпочтительнее, так как в данном случае верёвка не так сильно затягивается.

Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв.

«Не ползёт», под нагрузкой сильно затягивается.

Используется везде, где нужна прочная петля.

Используется для страховки, торможения и натягивания веревки.

Применяется при любом состоянии веревки.

Хорошо фиксирует нагруженную веревку.

Плохо держит динамическую верёвку при натяжении переправы.

Силу торможения в узле регулируют подачей свободного конца в узел или его придерживанием.

Выбленочный узел («Стремя»)

Под нагрузкой не затягивается.

При переменных нагрузках «ползёт», при постоянной нагрузке работает надёжно.

Удобен для привязывания верёвки к любому количеству опор (столбов, деревьев и так далее).

Для повышения надёжности соединения свободным концом делают дополнительный оборот вокруг опоры (г).

Легко вяжется и развязывается.

Петли узла используют в качестве опоры для ног при подьёме по закреплённой веревке – 1. 

Удобен при спасательных работах для обеспечения торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Может использоваться для предотвращения скольжения (перетирания) верёвки – 2.

Саморазвязывающийся узел

Используется при наведении переправы.

Вяжется из отрезка основной верёвки. 

Надёжен, хорошо развязывается даже под большой нагрузкой (1 – направление затягивания, 2 – направление развязывания).

Чтобы избежать случайного развязывания петлю контруют через карабин или рифовым узлом.

Контрольные узлы (скользящий, глухой, карабинный)

Препятствуют самопроизвольному развязыванию других узлов.

Используются всегда, когда есть сомнения в надёжности какого-то узла (особенно на жестких, грязных, мокрых и обледенелых веревках).

Для предотвращения сползания контрольного узла к основ­ному используется глухой (в, г, д) контрольный узел.

Карабинные контрольные узлы (слева направо):

одинарный (1 – карабин, 2 –  конец основной верёвки под нагрузкой, 3 – конец верёвки для развязывания узла),

с контрольным узлом (второй узел из петли первого узла),

использование карабина в качестве контрольного узла

Как завязать морской узел Булинь

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку.

Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Сооружение переправы с помощью удавки

В пеших туристических походах, часто приходится переправляться через различные преграды (речки, возникшие после ливней препятствия, овраги), транспортировать получивших травму (заболевших) членов группы. Одним из способов это сделать, установить простую, навесную съемную переправу.

Для этого понадобится:

  • Основной грузовой строп (10-12 мм в диаметре). По нему будет передвигаться участник (груз) через препятствие. Длинной она выбирается на 5-6 м больше расстояния между предполагаемыми опорами.
  • Трос диаметром 10 мм для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного расстояния препятствия, приблизительно на 10 м.
  • Приспособление для уменьшения износа грузового троса.

Место для переправы следует выбирать с учетом:

  • более высокого исходного участка (переправа должна производиться под наклоном);
  • надежных опор для крепления грузовой веревки по обеим сторонам преграды (деревья, камни и т. п.);
  • минимальная ширина препятствия в месте переправы;
  • возможности переправиться одному из участников группы на другую сторону, недалеко от предполагаемого места установки переправы.

Для вязки стропа на опоре, используется узел удавка. Что бы крепление было надежным, следует соблюдать следующие правила:

  • все места перехлестов петли из веревки должны соприкасаться с корой дерева;
  • удавку рекомендуется использовать только для вязания вокруг подходящих деревьев;
  • ствол следует подбирать более 20 см в диаметре.

Крепить трос за кусты, камни, группу стволов молодых деревьев, следует при помощи «простого штыка».

История узла Бахмана

Первые упоминания о таком карабинном схватывающем узле, относятся к далекому 1947 году. Это был простой в обращении, оригинальный «схватывающий» крепеж с привлечением карабина. Он был придуман и разработан тогда еще молодым, ставшим впоследствии знаменитым альпинистом и горным спасателем инженером-машиностроителем Францем Бахманом, и получил маркировку FB-47. Применялся такой узел в основном при многодневных восхождениях, так как хорошо зарекомендовал себя при работе даже на обледеневших (мокрых) тросах. Пользоваться им можно было как на одиночных, так и на сдвоенных веревках.

В 1951 году, инструкции по применению такого узла, стали появляться в известных европейских журналах (альпинистских изданиях Австрии, Италии, Швейцарии, Германии).

Учитывая некоторые недостатки (применение карабинов с муфтой, которые в то время были достаточно тяжелыми, относительной сложности в завязывании), Бахман изобретает (1952 г) более простую модель узла. Эта конструкция проста в вязании и подходит для применения на без муфтованных карабинах. Этот крепеж получил более широкую известность во всем мире.

Узел Бахмана, с его описанием, до сих пор, можно ознакомится на многих сайтах интернета, oднако он был убран (90-е года прошлого века) из методичек (учебников) Германии и Австрии. Причиной послужило проскальзывание узла при нагрузке карабина, а не самой петли репшнура. По этому, для остановки падения, карабин отпускается. Такие свойства характерны всем узлам этого типа («схватывающие» карабинные или без использования карабинов), их нельзя удержать рукой, они проскальзывают и не имеют полной затяжки. Так, например классический узел Прусика, не был исключен из пособий. Хотя ему тек же свойственно такое поведение.

Рыболовные узлы для шок-лидера

Узел  для шок-лидера должен быть надежным, но в тоже  время аккуратным и небольшим, поскольку если такой рыболовный узел будет крупным или с усиками, то это негативно скажется на дальности заброса, а в худшем варианте, узел может зацепиться за пропускное кольцо и оборвать снасть. Итак, как правильно вязать рыболовные узлы для соединения шок лидера с основной леской.

Узел Олбрайт

Узел предназначен для связывания монолески, плетенки или флюрокарбона

  1. Складываем леску шок лидера вдвое, делая петлю, после берем основную леску и пропускаем ее в образовавшуюся петлю, обычно достаточно пропустить 15-20 см лески.
  2.  Затем из просунутой основной лески вяжем петлю и свободным концом основной лески обматываем полученные три лески, делая 8-10 витков. Производя обмотку необходимо следить за тем, чтоб на витках не было перехлестов.
  3. Затем свободный конец продеваем в большую петлю.
  4. Теперь начинаем затягивать  рыболовный узел, делаем это не спеша, сначала тянем за край шок-лидера,  немного затянув узел, начинаем тянуть за край основной лески.  Слегка затянув узел, смачиваем его ртом и не спеша тянем обе лески, затягивая узел.

Затяжку рыболовных узлов, в случаи работы с монофильной леской, никогда нельзя делать быстро, иначе при трении леска может подгореть. Затем обрезаем усики, причем усик шок лидера обрезаем, прям под край витков основной лески.

Как вязать рыболовный узел морковка

Чаще всего используется для связывания монолески (флюрокарбона) с плетенкой. Узел Морковка немного похож на Олбрайт и также рассчитан на сильные перегрузки. Правда в отличие от Олбрайта, у морковки все хвостики торчат в противоположную от заброса сторону, благодаря чему узел при проходе пропускных колец фидера,  практически за них не цепляется. Еще один плюс Морковки состоит в том, что диаметр узла, плавно увеличивается по направлению заброса, что также благоприятствует  лучшему проходу через кольца.

  1. На леске вяжем небольшой узелок и оставляем его незатянутым.
  2. Теперь берем плетенку и продеваем ее в образовавшийся узел.
  3. Затем просунутым в узел концом плетенки делаем 10 витков, вокруг монолески.
  4. Останавливаемся, и поверх уже сделанных витков, накладываем новые, двигаясь в обратную сторону. После просовываем конец нашей плетенки обратно в петлю.
  5. Теперь начинаем затяжку рыболовного узла, смачиваем его, после  в одну руку берем плетеную леску, во вторую шок-лидер, а один из хвостиков зажимаем зубами и начинаем медленно затягивать. Осуществляя, таким образом, затяжку, мы получим максимально крепкий узел. В конце коротко обрезаем хвостики.

Итак, продолжаем дальше разбираться, как вязать рыболовные узлы.

Узлы для связывания лент и веревок

Здесь различают два типа узлов, одни из которых предназначены для связывания веревок одного диаметра, например, прямой, ткацкий, встречный узел и грейпвайн. Другие узлы (академический, шкотовый и брамшкотовый) используются для связки лент или тросов разной толщины.

Прямой узел

Прямой, он же морской узел считается самым простым и распространенным не только в скалолазании, но и в быту. Два шнура расположить концами друг к другу и завязать обычным узлом, подведя правый кончик под левый и вывести его наверх.

Далее процесс повторяется с другим концом шнура, но в зеркальном виде. При этом левый кончик веревки надо завести под правый, чтобы получилась петля и крепко затянуть. Правильно завязанный узелок будет выглядеть абсолютно симметрично.

Прямой узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра

Грейпвайн

Обеспечивает надежное и прочное соединение, не требующее дополнительной фиксации.

Порядок действий:

  1. Подготовить 2 троса одинакового диаметра.
  2. С помощью правого конца шнура сделать петлю вокруг левого.
  3. Обмотать левый шнур еще раз, по направлению от конца веревки к ее основанию.
  4. Правый кончик параллельно пропустить сквозь получившиеся отверстия от основания до окончания веревки.
  5. Полученный узел затянуть и повторить процедуру в том же порядке, используя левый конец шнура, т. е. обвить его вокруг основания и стянуть.
  6. Далее оба свободных конца веревки сильно потянуть в разные стороны.

С помощью узла грейпвайн в альпинизме соединяют верёвки, когда нужна одна длинная нитка

В результате получается два аккуратных перекрестия с одной стороны и 4 параллельных обноса с другой.

Встречный узел

Встречный, или ленточный, узел предназначен для связки строп или ремней. Завязывается он долго, но получается очень надежным, не скользит и выдерживает большую нагрузку.

Техника выполнения:

  1. Взять две веревки одинаковой толщины.
  2. Кончик одной из них завязать обычным узлом, но не затягивать.
  3. В получившийся узел протянуть вторую веревку, параллельно повторяя все изгибы первой.
  4. Полученную связку плотно затянуть.

Встречный узел отлично подходит для связывания двух ремней или лент

Академический узел

Легкий и надежный вариант связывания канатов разной толщины. По технике исполнения он напоминает прямой узел, но слегка усовершенствованный.

Взять 2 шнурка, скрестить и по одному разу оплести друг об друга. Рабочие концы шнурков вывести наверх и повторить процесс. Потом верхние и нижние концы шнуров потянуть в разные стороны.

Академический узел необходим для связывания веревок разного диаметра

Узлы для связывания двух веревок

Следующие узлы применяют, когда необходимо связать вместе ленты или веревки как одинакового, так и разного диаметров:

Большая часть альпинистских узлов имеет морское происхождение. Вначале было море, лодка и парус… Отсюда и морские названия многих узлов.

Довольно часто мы используем различные узлы в быту, даже не задумываясь об их названии, происхождении и применении в альпинизме или мореходстве.

При классификации узлов в альпинизме чаще всего опираются на их назначение и выделяют 3 категории:

  • связывающие (или для связывания);
  • обвязочные (или для обвязки и петель);
  • вспомогательные.

Вариации австрийского узла проводник

  • простая петля по середине веревки;
  • петля на конце веревки;
  • соединение двух веревок, в т.ч. разной толщины;
  • вариант с протянутым внутрь проводника концом веревки — затягивающееся кольцо.

Схема 1

Первый способ хорош для тех, кому легче запоминать визуально. Он не так быстр, требует внимательности, но меньше вероятность ошибиться.

  1. Расположить веревку горизонтально.
  2. Провернуть середину на 360 градусов, получив «восьмерку» ниже основной веревки.
  3. Нижнюю часть «восьмерки» переломить вверх и нахлестнуть на верхнюю.
  4. Далее эту нижнюю петлю поднять еще выше и завести за основную веревку, продеть в верхнее кольцо «восьмерки».
  5. Вынуть петлю и затянуть узел. Следует учесть, что при затягивании узел может немного самортизировать, хотя этот способ вязания не склонен к амортизации.

Схема 2

Следующая схема создания узла австрийский проводник мобильнее, она хорошо подходит для работы с длинной веревкой, в том числе большого веса.

  1. Левую руку расположить ладонью к себе.
  2. Намотать на нее три витка веревки.
  3. Центральную петлю продеть под крайнюю правую и вытянуть.
  4. Провести ее сверху над ладонью и, захватив обе петли, продеть снизу.
  5. Вытянуть петлю, снять веревки с руки и затянуть узел.

Схема 3

Если первые два способа подходят для работы по центру веревки, то третий покажет, как завязать узел на конце. Такой вариант может быть удобен для крепления шпагата на неподвижной опоре, если накинуть готовую петлю невозможно, например, дереве или бампере автомобиля для буксировки.

  • Один конец веревки накидывается по часовой стрелке и образует кольцо.
  • Он же просовывается в кольцо, оборачивается вокруг основной веревки и продевается в кольцо с той же стороны, что и вошел.
  • Узел затягивается.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: