Движение по азимутам, подготовка данных, порядок движения по азимутам, обход препятствий, особенности движения по азимутам на машине

Порядок движения по азимутам.

У исходного (первого) ориентира с помощьюкомпаса определяют по азимуту направление движения ко второму ориентиру. В этом направлении замечают какой-либо удаленный ориентир (вспомогательный). И начинают движение по азимутам. Дойдя до намеченного ориентира, вновь по компасу намечают направление движения до следующего промежуточного ориентира. И так продолжают движение до выхода ко второму ориентиру.

В таком же порядке, но уже по другому азимуту, продолжают движение по азимутам от второго ориентира к третьему и т. д. В пути, учитывая проходимые расстояния, отыскивают ориентиры на поворотахмаршрута и тем самым контролируют правильность движения. Для облегчения выдерживания направления следует использовать небесные светила и различные признаки:

Прямолинейность идущей колонны или собственного следа при движении на лыжах. Направление ряби на песке. Заструг на снегу. Направление ветра и т. п.

По небеснымсветилам можно уверенно выдерживать направление движения. Уточняя его по компасу примерно через каждые 15 минут. Точность выхода к ориентиру зависит от точности определения направления движения и измерения расстояния. Отклонение от маршрута из-за погрешности определения направления по компасу обычно не превышает 5% пройденного пути. Если направление движения уточняется по компасу достаточно часто, то отклонение от маршрута будет порядка 3% пройденного расстояния.

Аварийный азимут

Аварийный азимут — это направление на какой-либо линейный (например, трасса или железная дорога) или площадной (например, населенный пункт) ориентир, замеряемое с целью выхода к этому ориентиру в случае, если человек заблудился.

Аварийный азимут не может быть отмерян на точечный ориентир (например, колодец или домик лесника), поскольку выйти к такому ориентиру в случае необходимости вряд ли удастся из-за его малых размеров.

Аварийный азимут определяется до выхода на маршрут, например, перед тем, как зайти в лес. Для этого человек становится лицом к ориентиру и замеряет с помощью компаса азимут на него, после чего записывает полученное значение, например, на листе бумаги, который прячет в карман одежды.

Класть записку в рюкзак я бы не рекомендовал, поскольку иногда снаряжение, в том числе и рюкзак, может быть утеряно, например, унесено течением быстрой реки во время переправы.

Но не стоит полностью полагаться на записку. Для перестраховки лучше еще и запомнить полученные значения.

После того как аварийный азимут был определен, записан и сохранен в памяти, можно выходить на маршрут.

Если по какой-либо причине человек потеряется, и применение различных способов не помогло ему выйти на прежний маршрут, тогда он может воспользоваться аварийным азимутом, двигаясь по которому рано или поздно окажется возле того ориентира, на который был взят аварийный азимут. А уже двигаясь вдоль этого ориентира, человек сможет добраться до того места, откуда начинал свой путь.

Что такое азимуты

Азимутом в геодезии служит расстояние между 2 лучами, выходящими из 1 точки. Один из них показывает северное направление другой на заданный объект. Отсчет этого значения ведут по видимому движению в небесной сфере или по часам при работе с картой. При принятии географического меридиана за исходное положение его называют истинным. Наименование магнитного получил вектор, если таким же взято его исходное направление. При этом лучи могут показывать на северное направление, точку, взятую на конкретной местности. Компасные стрелки указывают в сторону полюса, а не географического положения. Если специалисты рассматривают истинный полюс, они раскрывают географическое положение на Земле. Магнитный вектор связан с магнитным полем и его 2 полюсами – северным и южным. Они не имеют совпадений с истинными и магнитными меридианами.

Когда географы откладывают линию определенного направления по отношению к предмету на местности и меридианов, между ними образуется магнитный или истинный азимут. Такие действия проводят, чтобы:

  1. Изучать, выбирать маршруты.
  2. Определять расстояния между 2 точками.
  3. Рассчитывать время передвижения.
  4. Оформлять данные, которые потребуются в пути.

При движении по азимуту определяют нужное направление, придерживаются его, чтобы не сбиться с пути до завершения путешествия.

Порядок движения по азимутам

(Статья: 2. Порядок движения по азимутам)

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.

Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по заданному азимуту надо:

  • изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
  • наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
  • начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
  • определить на карте длину каждого звена маршрута;
  • все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

Схема для движения по азимутам

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Таблица исходных данных для движения по азимутам

№ точки Участок пути Магнитный азимут, градусов Расстояние, м Время, мин Расстояние, пары шагов
1 Сарай — курган 20 1230 15 820
2 Курган – дом лесника 330 1250 15 835
3 Дом лесника – перекресток дорог 25 350 5 235
4 Перекресток дорог — мост 335 850 10 565

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

§ 51. Движение по азимутам

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определённых по карте.

Магнитный азимут и его определение. При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.

Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Он имеет значения от 0 до 360 градусов.

Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь—мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчёт на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет (рис. 78).

Рис. 78. Магнитные азимуты: на лиственное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на ветряную мельницу — 244°; на ель — 323°

Обратный азимут — это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчёт, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь—мушка удалённый предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.

Работая с компасом, необходимо держать его на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.

Движение по азимутам. Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояния между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). При движении на машине расстояние измеряют по спидометру. Эти данные подготавливает командир и оформляет в виде схемы маршрута

Рис. 79. Схема маршрута движения по азимутам (п.ш. — пара шагов)

При движении переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на ориентиры и ведя счёт пар шагов. На исходном и поворотных пунктах по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения. В этом направлении выбирают и запоминают или более удалённый ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следующий ориентир.

Таблица для движения по азимутам

На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведённой через оставленные позади знаки (следы собственного движения). Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам. Достигнутые ориентиры постоянно сравнивают с заданными ориентирами, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. Если необходимо вернуться обратно по тому же пути, то пользуются прежней схемой маршрута, для чего предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звёзды. Если такой возможности нет, то компас со свободно опущенной стрелкой всё время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.

Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предварительно по компасу направление прерванного пути.

  1. Какие данные нужны для движения по азимутам?
  2. Определите размер своего шага и переведите в пары шагов расстояние 100 м.
  3. Определите азимуты возможных направлений движения от дома до учреждения образования.
  4. Определите обратные азимуты для азимутов 70°, 120°, 170°, 285°.

Какие компасы удобны в походе. Правила выбора

Сегодня туристам и путешественникам доступно огромное количество разных моделей. Чаще всего у путешественника можно увидеть магнитные приборы или встроенные программы на смартфонах. Магнитный вариант — давний спутник любого туриста. Его действие основано на взаимодействии с магнитными полями и линиями, опоясывающими земной шар.

Работа приложения-симулятора основывается на сведениях, передаваемых от спутниковых систем. При этом в работе второго варианта вероятность совершения ошибки стремится к нулю. Смартфон не реагирует на близость металла и электроприборов, а в приложении учтено магнитное склонение.

Стрелка всегда устремлена на географический север. Но нельзя забывать про существенный минус — зависимость гаджета от емкости аккумулятора и необходимость в периодической подзарядке.

Также сигнал спутника может быть утрачен вдали от вышки или в пещере, а отключение сети Интернет может приостановить работу программы.

На выручку придет старинный друг — Адрианов компас. Это обязательная часть экипировки любого туриста. Они не утрачивают своей работоспособности на протяжении многих лет и вдали от цивилизации. Еще один плюс — возможность сделать компас из подручных материалов.

Несмотря на кажущуюся простоту прибора, его надо уметь выбрать. Разнообразие заставит бегать глаза даже у опытного туриста.

Продаются модели с ударопрочным корпусом, с жидкостным или воздушным наполнением, с целиком и мушкой, зеркалом и дополнительными линиями. Некоторые выполнены из прозрачного пластика, а другие в металлическом корпусе. Поэтому при покупке следует ориентироваться на следующие параметры:

в жидкостном, стрелка определяет северное направление быстрее. Однако разницы в показаниях между воздушным нет;
планшетные модели подойдут туристам, предпочитающим работать с картой;
целик, мушка, лупа позволят туристу сделать более точные вычисления;
встроенное зеркальце помогает подать сигнал SOS при экстренной ситуации, а также в него можно посмотреть, чтобы извлечь ненароком попавшую в глаз соринку;
светящиеся деления и ударопрочный корпус выбирают военные и армейцы

Однако, важно заметить, что яркость обозначений утрачивается в первые 2-3 часа в ночное время.

При покупке надо опираться лишь на собственные предпочтения. Если вы не относитесь к числу заядлых туристов, то не рекомендуется покупать дорогие профессиональные модели. Для редких и недолгих походов подойдет самый простой вариант.

Как альтернативу новички покупают электроприборы, устанавливают приложение на смартфон или используют GPS-навигаторы. При этом некоторые навигаторы обладают функцией сопровождения в пути. С ними путешествие надежнее, комфортнее, а сбиться с намеченного маршрута практически невозможно.

Ориентирование на местности во многом зависит от внимательности туриста и его желания достигнуть поставленной цели. При этом ни один поход невозможен без составления маршрута и определения азимута. Если для моряков, пилотов, геологов и других работников эти навыки — обязательное условие, то для туристов или грибников она необходимы для выживания.

https://youtube.com/watch?v=ui3Zw-HsC30

Военная топография. Азимуты. Дирекционные углы.

1 учебный вопрос — 40 минут

Магнитный азимут

Ам — горизонтальный угол (рис. 100), отсчитываемый от северного направления магнитного мери­диана по ходу часовой стрелки, до направления на ориентир (местный предмет). Магнитный азимут (Ам) на ориентир местности определяется по компасу.

Дирекционный угол α — это горизонтальный угол (рис. 100), отсчитываемый от северного направления линии координатной сетки на карте до направления на ориентир (местный предмет, обозначенный на карте, или указанный по координатам объект на карте). Дирекционный угол измеряется по ходу часовой стрелки.

Все названные углы могут иметь значение от 0 до 360°.

Измерение дирекционного угла.

На карте проводят линию направления на местный предмет. Вблизи начального пункта берут точку пересечения проведенной линии с одной из вертикальных линий координатной сетки и совмещают ее с центром транспортира, а край его линейки (линию 0 — 180°) — с вертикальной линией. По шкале транспортира отсчитывают угол по ходу часовой стрелки от северного направления линии километровой сетки до определяемого направления (рис. 101, а). При углах более 180° угол отсчитывают от южного направления сетки и к полученному значению прибавляют 180° (рис. 101, б).

Нанесение на карту линии направления по дирек­ционному углу.

Через исходную точку проводят линию, параллельную вертикальной линии сетки. К этой линии прикладывают транспортир так, чтобы центр его сов­местился с начальной точкой, а шкала была направлена вправо при углах до 180° и влево — больше 180°.

Против точки отсчета на транспортире, соответствующей дирекционному углу, делают отметку на карте, которую соединяют прямой с начальной точкой.

Истинный азимут

можно измерить по карте. Но проще вычислить его по дирекционному углу, зная величину сближения меридиан (γ) (рис. 100), по формуле

Аист.= α + (± γ)

На топографических картах вертикальные линии сетки не совпадают с направлением истинных меридиан и обра­зуют угол, называемый сближением меридиан (γ). Если вертикальная линия сетки северным концом отклоняется к востоку от истинного меридиана, то сближение меридиан (у) считается восточным (со знаком «+»). при отклонении в противоположную сторону — западным (со знаком «—»).

2 учебный вопрос – 40 минут

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно.

Дирекционный угол перевычисляют в магнитный азимут по формуле Ам =α — (± Пн), где Пн — поправка направления, или отклонение магнитной стрелки, т. е. угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением магнитного меридиана. Поправка определяется как разность магнитного склонения и сближения меридиан (рис. 100), взятых со своими знаками:

Пн = (± δ) — (± γ)

Величина поправки направления и слагающие ее вели­чины приведены в нижнем левом углу за внешней рамкой листа карты в виде схемы с пояснительным текстом. Поправка направления в пояснительном тексте дана на год издания карты. При вычислении Пн по карте необходимо учитывать годовое склонение.

Вопросы и задания

1. Какой угол называется магнитным азимутом?

2. Какой угол называется дирекционным?

3. Расскажите о способе измерения дирекционного угла.

4. Как наносятся на карту направления дирекционного угла?

5. По какой формуле вычисляется истинный азимут?

6. Какие углы называются сближением меридиан и магнитным склонением?

7. С какой целью перевычисляют дирекционный угол в магнитный азимут?

Как определить азимут по компасу

Для ориентирования посредством компаса расчет ведут от магнитной стрелки. Отсчет идет по часовой стрелке и соответствует значению от 0 до 360 градусов. При этом 0 и 360 ведут на север. Они находятся в одной точке. Восточное направление равно 90 градусам, южное — 180, а западное 270 градусам.

Как правильно держать компас

То, какие результаты будут получены при ориентировании, зависит от умения правильно держать устройство. Если его держать неправильно, то вероятность заблудиться значительно повышается.

Важно придерживаться некоторых правил, которые разрабатывались опытными путешественниками на протяжении долгих столетий

Методика центрального захвата

Прибор раскрывают. При этом крышку надо откинуть на 180 градусов, чтобы она образовала прямую линию с основой. Откройте прицел. Циферблат должен быть виден вам полностью. В этом методе очень важен захват компаса и четкое расположение кистей рук.

Указательные пальцы лежат на корпусе строго вдоль крышки. Большой палец левой руки лежит между задним прицелом и лимбом, а правой руки лежит под корпусом, удерживая устройство и соблюдая баланс. Локти согните и зафиксируйте в области солнечного сплетения и разведены в стороны.

2.2 Определение масштаба карты

Масштаб карты — одна из важнейших ее
характеристик. Он определяет степень уменьшения линий на карте относительно
горизонтальных проложений соответствующих им линий на местности.

Масштаб указан на каждом листе карты под
южной (нижней) стороной рамки в числовом (численный масштаб) и графическом
(линейный масштаб) виде (Рисунок 1).

1:50 000

в 1 сантиметра 500 метров

Рисунок 1. Обозначение масштаба на карте.

Численный масштаб в общем виде, т. е.
безотносительно к какой-либо определенной системе линейных мер, обозначается на
картах в виде отношения 1: М, где М — число, указывающее, во сколько раз
уменьшены длины линий на местности при изобра­жении их на карте. Так, масштаб
1:50000 означает, что любой единице длины на карте соответствует 50000 таких же
единиц на местности.

Для практического использования при
измерениях по карте численный масштаб, кроме того, представляют именованным чис­лом,
указывая непосредственно величину масштаба, т. е. расстояние на местности, соответствующее
 1 см карты. Так, для 1:50 000 карты величина масштаба равна 500 м.

Отсюда следует, что длина линии на местности
равна произве­дению величины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте
в сантиметрах. Например, отрезку 3,95 см на карте масш­таба 1:100 000
соответствует на местности расстояние d==1 км  Х 3,95 = 3,95 км.

3.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ

Непременным условием правильности
выдерживания направ­ления движения является непрерывность ориентирования, т. е.
по­стоянное знание своего местонахождения на маршруте относи­тельно ближайшего
выбранного ориентира и конечного пункта движения. На поле боя это
осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее
хорошо изучен­ным. При совершении же марша на незнакомой местности марш­рут
выдерживают преимущественно по карте. Для этого во время движения следят за
ориентирами, расположенными вдоль марш­рута, и периодически — за показаниями
спидометра. По этим данным фиксируют на карте свое продвижение.

Начиная движение по маршруту, на исходной
точке записывают показание спидометра и время начала движения, сличают карту с
местностью и определяют направление пути. Во время движения, к карте
обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. За 200 —
400 м до поворота маршрута необходимо указать водителю место предстоящего
поворота и направление дальнейшего движения, например: «На опушке леса поворот
на­право по грунтовой дороге».

Если на местности намеченного ориентира не
окажется, то следует установить свое местоположение по другим мест­ным
предметам и  деталям рельефа, обозначенным на карте, и, лишь убедившись в правильности
движения, продолжать путь.

Особенно внимательно надо сличать карту с
местностью в ме­стах, вызывающих сомнение в правильности ориентирования: при
движении по населенному пункту и выходе из него, на перекрест­ках и развилках
дорог и т. п.

В таких случаях правильное на­правление
движения устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами,
записанными на карте при подготовке к движению.

Наибольшие трудности в выдерживании
заданного маршрута возникают при обходе зон пожаров, завалов, затопления и
участков заражения. В этих случаях необходимо, прежде всего, воз­можно точнее определить
свое местоположение на карте и запи­сать показание спидометра. Затем, изучив
характер местности, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте
ориентиры, которые встретятся на этом пути, В условиях ограниченной види­мости
обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, линий электропередач
и по другим линейным ориентирам. При движении на местности, бедной ориентирами,
когда на ма­шине имеется гирополукомпас, путь обхода недоступных зон вы­годно
наносить на карту, определяя для этого азимут направления каждого колена пути
по гирополукомпасу, а его длину — по спидометру.

При движении по шоссейным дорогам для ориентирования
можно пользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов
и расстояний до населенных пунктов, пере­валов и пр., маршрутными марками, указывающими
номера дорог, километровыми столбами)

Однако в боевых условиях это надо делать
весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями
с ложными надписями

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно
при движения ночью, нужно привлечь водителя и членов экипажа. Для этого, если позволяет
обстановка, перед началом движения их надо оз­накомить с маршрутом и
намеченными ориентирами, особенно с теми, по достижении которых должно меняться
направление дви­жения. Это облегчит командиру подразделения выдерживание на­меченного
маршрута движения.

Определение азимута по компасу

Для чего нужно искать азимут? Чтобы быстро сориентироваться на местности. Для этого понадобится карта и компас. В давние времена люди умели его определять по звездам, Солнцу и подручным предметам. Сейчас все изменилось, хотя эти способы могут помочь и в наше время.

Допустим, я сейчас нахожусь в горной местности. В одной руке у меня компас, а в другой — местная карта. Вот, что я делаю дальше.

  1. Определяю свое местонахождение и правильный курс, по которому я буду идти. Для начала выберу для себя ориентир. Это может быть большое дерево или другой объект. Беру компас и карту.
  2. В компасе есть специальный механизм, который держит стрелку на тормозе. Она намагниченная и всегда указывает на север. Для начала я убеждаюсь, что поблизости нет ничего сделанного или сооруженного из металла. Есть вероятность, что стрелка покажет неправильное направление. Теперь можно стрелку спустить с тормоза.
  3. Кладу приспособление на карту таким образом, чтобы стрелка компаса совпадала с отметкой на карте, которая указывает на север.
  4. Сейчас я определяю азимут. Азимутом будет являться угол между северной стрелкой и ориентиром.
  5. Так я определяю азимут, который поможет мне найти правильный путь на местности.

Практическое выполнение движения по азимутам днем

В начале движения определяем компасом азимут, для ориентирования пути. Нужно выбирать какой-то ориентир, это может быть как природный, так и построенный человеком, главное – очень яркий, чтобы со всех точек его было видно. Дойдя до него, делаем повторный выбор ориентира и идем дальше. Сравнивайте свое местоположение с картой.

Особенности ориентирования на местности в условиях ограниченной видимости

Ориентирование в условиях ограниченной видимости, хоть и похоже с ночным ориентированием, но все-таки отличается. Плохая видимость, то есть снег, туман, дым, дождь, резко снижает доступ к ориентирам. Если в ночное время можно воспользоваться фонарями, прожекторами и прочими приборами для увеличения видимости, то тут это не поможет.

В этот период следует чаще смотреть на карту, отмечать свой путь чертами на ней. Заранее предугадать все исходы своего пути и погодные условия. Выбирать такие-то малые ориентиры, чтобы на что-то полагаться.

Когда резко пошел дождь, туман, выпал снег нужно остановиться и прописать на карте ваш маршрут. Чтобы максимально точно идти по нему. Ведь во время условий с плохой видимостью, ориентиры можно просто не видеть. Поэтому во время пути, оставляйте какие-то метки на деревьях. Следите за своей дорогой.

Ориентирование по азимуту

Ориентирование ночью

Чтобы не потерять правильное направление в ночное время суток, нужно как следует позаботиться об этом днем. Нужно отметить на карте, необходимые места, ориентиры, чтобы ночью вам не составило труда ориентироваться по ним. Нужно брать с собой фонари, прожектора, чтобы видеть путь. Также можно брать ориентиры на большие заводы, башни, вышки, они в любое время освещаются, от них исходят цвета.

Ориентирование в лесу

Итак, в лесу достаточно плохо выбирать ориентиры. Так как там густая площадь помет, деревьев. Но все-таки, чтобы правильно сориентироваться в лесу, нужно первым делом обратиться к карте. По ней выписать какие-то важные места, по которым стоит ориентироваться. В ночное время суток стоит ориентироваться по Солнцу или же созвездиям. Также можно ориентироваться с помощью Луны. Не стоит игнорировать и внутренние показатели. Кора деревьев, муравейники, пни – помогут вам определить стороны света.

Рекомендуем прочитать:

Териберка — путешествие на край земли!— необычные экскурсии в Мурманске

Ориентирование в крупных населенных пунктах

Ориентирование в крупной местности достаточно сложное, ведь множество отвлекающих факторов и не такой открытый обзор. При въезде в город, нужно отмечать свое местоположение и, перемещаясь по городу, следить и отмечать свое передвижение на карте.

Компас

Ориентирование в районах разрушения

Ориентирование в таких местах очень сложное. Ведь данные на карте и данные в реальности строго отличаются. И никто не знает, где и когда произойдет новый обвал, пожар, разруха. В такой момент следует ориентироваться на природу. Соблюдать путь по рекам , озерам, родникам, выдающимся склонам, эти ориентиры сложно сломить. Также нужно бегло читать топографическую карту. Это поможет при перемещении. Также следует проходя тропу отмечать на карте разность между картой и реальностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: