Подготовка данных для движения по азимутам, выбор ориентиров и уточнение маршрутов, измерение дирекционного угла на карте и перевод его в магнитный азимут

Операторы спутникового интернета:

Установка угла наклона спутниковой тарелки (угла места)

Для правильной настройки спутниковой антенны по углу места необходимо знать параметры Вашей антенны. Для офсетной антенны основным параметром является офсетный угол β . Узнать значение данного параметра можно в паспорте антенны или на сайте производителя. Для большинства производителей он находится в пределах 18°-27°.

Выяснив значение офсетного угла β , можно вычислить значение угла наклона Y=α-β для настройки на выбранный Вами спутник. Угол α — угол места для выбранного спутника.

Не пугайтесь, если в результате расчетов у Вас получилось отрицательное значение Y , для офсетных антенн это нормальное явление, антенна будет направлена немного «в землю».

Установка угла поворота антенны по азимуту (в горизонтальной плоскости)

Азимут оси луча антенны на спутник означает выраженный в градусах угол, образованный между линией, указывающей географическое направление на север, и проекцией оси главного лепестка диаграммы направленности антенны на плоскость семной поверхности в месте установки антенны, направленной на спутник.

Положительное направление азимута определяется при движении антенны от направления на север по часовой стрелке.

Истинный азимут, или географический азимут — это угол, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект.

Магнитный азимут — угол, откладываемый по часовой стрелке между магнитным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.

Установка угла поворота конвертера спутниковой тарелки

Положительному значению угла поворота соответствует поворот конвертера по часовой стрелки, отрицательному значению — против часовой стрелки. Поворот конвертера указан со стороны расположения спутниковой тарелки.

Для приема сигналов со спутников, вещающих в круговой поляризации (ТриколорТВ, НТВ+) угол поворота конвертера не важен.

Магнитное склонение

Магнитное склонение — угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным.

Определение максимальной высоты преодолеваемого препятствия

Если во время работы с интерактивной картой на линии направления на спутник, вблизи места установки антенной системы, расположено препятствие (дерево, строение и т.п.) Вам необходимо проверить, не экранирует ли данный объект сигнал со спутника.

Для определения максимальной высоты преодолеваемого препятствия, передвиньте маркер -символизирующий препятствие на место, где расположен исследуемый объект.

В графе Расcтояние до препятствия высветится расстояние от места установки антенны до объекта, в графе Высота преодолеваемого препятствия будет указана максимальная высота препятствия, которое не будет мешать приему спутника.

Выбор спутника (из группы спутников)

Данный список содержит названия спутников, расположенных на геостационарной орбите в ранее выбранной позиции (меню «Выбор спутника»).

Выбор луча

На каждом спутнике установлено некоторое количество транспондеров (приемо-передатчиков). В зависимости от направления передающих антенн транспондеры делятся на группы. Направление, в котором передает группа транспондеров, называется лучом.

Допризывная подготовка

§ 51. Движение по азимутам

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определённых по карте.

Магнитный азимут и его определение. При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.

Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Он имеет значения от 0 до 360 градусов.

Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь—мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчёт на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет (рис. 78).

Рис. 78. Магнитные азимуты: на лиственное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на ветряную мельницу — 244°; на ель — 323°

Обратный азимутэто направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчёт, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь—мушка удалённый предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.

Работая с компасом, необходимо держать его на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.

Движение по азимутам. Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояния между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). При движении на машине расстояние измеряют по спидометру. Эти данные подготавливает командир и оформляет в виде схемы маршрута

Рис. 79. Схема маршрута движения по азимутам (п.ш. — пара шагов)

При движении переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на ориентиры и ведя счёт пар шагов. На исходном и поворотных пунктах по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения. В этом направлении выбирают и запоминают или более удалённый ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следующий ориентир.

Таблица для движения по азимутам

На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведённой через оставленные позади знаки (следы собственного движения). Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам. Достигнутые ориентиры постоянно сравнивают с заданными ориентирами, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. Если необходимо вернуться обратно по тому же пути, то пользуются прежней схемой маршрута, для чего предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звёзды. Если такой возможности нет, то компас со свободно опущенной стрелкой всё время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.

Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предварительно по компасу направление прерванного пути.

  1. Какие данные нужны для движения по азимутам?
  2. Определите размер своего шага и переведите в пары шагов расстояние 100 м.
  3. Определите азимуты возможных направлений движения от дома до учреждения образования.
  4. Определите обратные азимуты для азимутов 70°, 120°, 170°, 285°.

Аварийный азимут

Аварийный азимут — это направление на какой-либо линейный (например, трасса или железная дорога) или площадной (например, населенный пункт) ориентир, замеряемое с целью выхода к этому ориентиру в случае, если человек заблудился.

Аварийный азимут не может быть отмерян на точечный ориентир (например, колодец или домик лесника), поскольку выйти к такому ориентиру в случае необходимости вряд ли удастся из-за его малых размеров.

Аварийный азимут определяется до выхода на маршрут, например, перед тем, как зайти в лес. Для этого человек становится лицом к ориентиру и замеряет с помощью компаса азимут на него, после чего записывает полученное значение, например, на листе бумаги, который прячет в карман одежды.

Класть записку в рюкзак я бы не рекомендовал, поскольку иногда снаряжение, в том числе и рюкзак, может быть утеряно, например, унесено течением быстрой реки во время переправы.

Но не стоит полностью полагаться на записку. Для перестраховки лучше еще и запомнить полученные значения.

После того как аварийный азимут был определен, записан и сохранен в памяти, можно выходить на маршрут.

Если по какой-либо причине человек потеряется, и применение различных способов не помогло ему выйти на прежний маршрут, тогда он может воспользоваться аварийным азимутом, двигаясь по которому рано или поздно окажется возле того ориентира, на который был взят аварийный азимут. А уже двигаясь вдоль этого ориентира, человек сможет добраться до того места, откуда начинал свой путь.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно выполняют тогда, когда на местности необходимо с помощью компаса найти направление, дирекционный угол которого измерен по карте (например при подготовке данных для движения по азимуту), или наоборот, когда на карту необходимо нанести направление, магнитный азимут которого измерен на местности с помощью компаса. Так как измеряемые дирекционные углы на карте не соответствуют магнитным азимутам на местности, необходимо определить величину склонения магнитного меридиана данной точки от вертикальной километровой линии. Величину этого отклонения называют поправкой направления (Пн) или отклонением магнитной стрелки.

Поправка направления и составляющие её углы – сближение меридианов и магнитное склонение – указываются на карте под южной стороной рамки в виде схемы с необходимыми пояснениями.

Сближение меридианов (Сб)–

это угол в данной точке между истинным меридианом и вертикальной километровой линией и в зависимости от удаления этой точки от осевого меридиана зоны, он может иметь значение от 0º до ±3º Чем дальше вертикальные километровые линии отстоят от осевого меридиана зоны, тем этот угол больше.

Если вертикальная линия километровой (координатной) сетки отклоняется северным концом к востоку от истинного меридиана, то сближение меридианов считается восточным, со знаком плюс, при отклонении в противоположную сторону – западным, со знаком минус.

Свойство магнитной стрелки занимать определенное положение в данной точке пространства обусловлено взаимодействием её магнитного поля с магнитным полем Земли.

Направление установившейся магнитной стрелки в горизонтальной плоскости соответствует направлению магнитного меридиана в данной точке. Магнитный меридиан в общем случае не совпадает с геодезическим меридианом.

Угол между геодезическим меридианом и магнитным, направленным на север, называется склонением магнитной стрелки или магнитным склонением (Ск).

Магнитное склонение считается положительным (со знаком +) или восточным, если северный конец стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, и западным (со знаком –) при уклонение к западу.

Магнитное склонение изменяется с течением времени и переменной места. Изменения бывают постоянные и случайные. Эту особенность магнитного склонения необходимо учитывать при точном определении магнитных азимутов направлений, например, при движении по азимуту и т.п.

Изменения магнитного склонения обусловлены свойствами магнитного поля Земли, вокруг которой обнаруживаются действия магнитных сил. Поправку направления в общем случае можно выразить формулой:

Пн = (±Ск) – ( ±Сб).

Если на карте измерен дирекционный угол направления, то магнитный азимут этого направления на местности будет определяться формулой:

Ам = Ду – ( ±Пн).

Измеренный на местности магнитный азимут какого-либо направления переводится в дирекционный угол этого направления по формуле:

Ду = Ам + (Пн).

Чтобы избежать ошибок при определении величины и знака поправки направления, нужно пользоваться помещаемой на карте схемой направлений геодезического меридиана, магнитного меридиана и вертикальной линии координатной сетки.

При точных измерениях переход от дирекционных углов к магнитным азимутам и обратно выполняется с учетом годового изменения магнитного склонения. Сначала определяют склонение магнитной стрелки на данное время (указанное на карте годовое изменение склонения магнитной стрелки умножают на число лет, прошедшее после издания карты), затем полученную величину алгебраически суммируют с величиной склонения магнитной стрелки, указанной на карте. После этого переходят от измеренного дирекционного угла к магнитному азимуту по приведенным выше формулам.

Бубнов И. А., Богатов С. Ф. и д.р. Военная топография : Учебник М., 1976. С. 52.

Как двигаются по схеме, составленной заранее

Последовательность действий здесь такова: находясь у исходного ориентира, вычисляют азимут направления, по которому предстоит двигаться к следующему, используя при этом компас. Дойдя до второго из ориентиров и уточнив по координатам местопребывание, снова при помощи того же компаса корректируют направление предстоящего движения к следующему, третьему по счёту ориентиру.

Во всех других пунктах действия повторяются аналогичным образом. Поворотные точки маршрута определяются тем легче, чем лучше условия видимости и проще рельеф. Многое, кроме того, зависит от точности вычислений. В норме отклонение лежит в пределах 1/10 преодоленного пути. Это значит, что оно возможно на 100 метров в пределах каждого пройденного километра. В случае потери намеченного ориентира, таким образом, поиски его следует начинать внутри окружности радиусом в одну десятую последнего пройденного отрезка.

В определённых случаях, например, двигаясь по снегу на лыжах, отрезки пути измеряют приблизительно, ориентируясь на скорость лыжников и затраченное время. Для компенсации неточности следует на поворотах пользоваться ясно различимыми вспомогательными ориентирами. В качестве таковых могут подойти луна или солнце. Азимут должен при этом уточняться приблизительно каждые четверть часа. Если такой контроль проводиться не будет, возможно значительное расхождение с намеченным маршрутом.

Порядок движения по азимутам

(Статья: 2. Порядок движения по азимутам)

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.

Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по заданному азимуту надо:

  • изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
  • наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
  • начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
  • определить на карте длину каждого звена маршрута;
  • все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

Схема для движения по азимутам

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Таблица исходных данных для движения по азимутам

№ точки Участок пути Магнитный азимут, градусов Расстояние, м Время, мин Расстояние, пары шагов
1 Сарай — курган 20 1230 15 820
2 Курган – дом лесника 330 1250 15 835
3 Дом лесника – перекресток дорог 25 350 5 235
4 Перекресток дорог — мост 335 850 10 565

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

План-конспект по начальной военной подготовке.Тема:Движение по азимутам

Движение по азимутам.

При работе с компасом его держат на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижимается к боку.

Сущность движения

по азимутам состоит в умении найти с помощью компаса на местности нужное направление по заданному азимуту, выдержать это направление при движении и выйти к намеченному пункту. Умение совершать движение по азимутам имеет большое зна­чение для уверенного передвижения на местности, особенно на незнакомой и бедной ориентирами, а также в условиях ограниченной видимости.

Для движения по азимутам оформляют схему маршрута (рис. 139) в произвольном масштабе на листе бумаги небольшого размера так, чтобы ею удобно было пользоваться в пути. Вместо схемы по тем же данным можно составить таблицу (табл. 2). Расстояние в метрах переводят в пары шагов потому, что ими удобно пользоваться при пере­движении в пешем порядке. Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5 м.

Таблица 2.Данные движения по азимутамУчасток маршрута

Магнитный

азимут, градусы

Расстояние, пары

шагов

Сарай — вышка 80 610
Вышка — курган 88 580
Курган — отдельное

дерево

78 850

Более точно длину своего шага по измеренному или известному расстоянию можно определить на местности.

При движении по азимутам последовательно переходят от одной точки к другой, выдерживая направление на вспомогательные или промежуточные ориентиры и ведя счет пар шагов. На исходной и всех последующих поворотных точках (у ориентиров) по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. В этом направлении применительно к конкретным условиям выбирают и запоминают или более удаленный ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе поворотной точки маршрута движения (промежуточный). Если от промежуточного ориентира поворотная точка не видна, то определяют следующий ориентир.

рис. 139. Схема маршрута для движения по азимуту.

На открытой местности, бедной ориентирами, направ­ление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Продвигаясь в этом направлении, остав­ляют на некотором расстоянии друг от друга какие-нибудь знаки. Затем, периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведенной через оставленные позади знаки. На снежном поле в качестве створа используются собственные следы.

Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам, постоянно сравнивают заданные ориентиры с достигнутыми, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. В тех случаях, когда необходимо возвратиться по тому же пути, пользуются прежней схемой маршрута, но предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звезды; если такой возможности нет, то направление выдерживается по компасу, т. е. компас со свободно опущенной стрелкой все

время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходя­щую через прорезь и мушку.

В зимних условиях в качестве ориентиров на поворотных точках маршрута выбирают местные предметы, возвышаю­щиеся над снежным покровом и хорошо заметные издали (например, отдельное строение, отдельное дерево).

Когда надо обойти препятствие, поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предвари­тельно по компасу направление прерванного пути.

Точность движения по азимутам составляет примерно 1/10 пройденного пути. Поэтому, если, пройдя положенное расстояние, указанный ориентир не встретится, то в точке выхода оставляют знак, а ориентир разыскивают, обходя вокруг этой точки район радиусом, равным 1/10 длины пути, пройденного от предыдущего ориентира.

АЗИМУТ

Азимут, магнитный и истинный — угол, образуемый в данной точке на местности или на карте направлением на север и на какой- либо предмет.

Азимутом пользуются для ориентирования при передвижении в лесу, в горах, в песчаной пустыне или в условиях плохой видимости (ночью, при сильном тумане), когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно.

С помощью азимута определяют также направление движения судов в море и самолетов.

На местности отсчет азимутов производится от направления стрелки компаса (ее северного конца) по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, иначе говоря — от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке—90°, на юге—180°, на западе — 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.

Для определения магнитного азимута компас располагают так, чтобы нулевое деление на циферблате и буква «С» указывали точно на север, т. е. ориентируют компас по сторонам горизонта. Желательно при этом, чтобы компас помещался на высоком пне или на торце вертикально вбитого в землю кола.

Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила от нулевого деления, вращают визирное приспособление и наводят мушку на предмет, азимут которого надо определить. Замечают, около какой цифры на лимбе (разделенном на градусы круге) остановился при этом указатель. Отсчет по указателю (в градусах) равен азимуту данного предмета. Если компас не имеет визирного приспособления, его можно заменить тонкой палочкой, которую кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить.

На рисунке показаны примеры определения азимутов на некоторые местные предметы: на вышку азимут равен 0°, на отдельно стоящее дерево — 50°, на дом — 295°.

Движение по азимуту

. Иногда бывает необходимо дойти до какого-то предмета на местности и возвратиться обратно. Чтобы знать, по какому азимуту следует идти обратно, надо к найденному азимуту прибавить 180°. Получим обратный азимут. Например, если от моста до дерева следует двигаться по азимуту 50°, то обратно—по азимуту 230° (50° +180°=230°). Если при расчете обратного азимута сумма углов окажется больше 360°, то эта величина (360°) отбрасывается. Например, прямой азимут от моста до дома равен 295°, а обратный — 115° (295° +180°-360° = 115°).

Случается, что предмет, до которого необходимо дойти по данному азимуту, не виден наблюдателю (за лесом, холмом). Поступают так. Находят по компасу нужный азимут и стараются отыскать в этом направлении какой-нибудь ориентир (высокое дерево, курган, вышку). Убирают компас и двигаются в направлении ориентира. Дойдя до него, снова определяют этот же азимут и продолжают движение. Бывает, что на пути встретилось болото или озеро. Тогда по компасу определяют нужный азимут и стараются отыскать ориентир на противоположной стороне. Затем компас убирают и движутся в обход встретившегося препятствия. Дойдя до выбранного ориентира, по компасу определяют азимут и продолжают движение.

Двигаясь по лесу, компас держат на ладони перед собой так, чтобы нулевое деление все время совпадало с северным концом стрелки.

Определение азимута по карте

. Азимут определяют и по карте. Предположим, во время похода краеведам надо пройти от лагеря до сторожки лесника, которая находится в 5 км от него. Для определения азимута по карте пользуются транспортиром. В нашем примере азимут от лагеря до сторожки лесника равен 55°. После того как азимут по карте определен, на местности находят его по компасу и идут в нужном направлении.

Азимутальная съемка

. С помощью компаса можно составить план небольшого участка местности. Для этого из какой-то определенной точки (в нашем примере от моста) определяют азимуты до видимых местных предметов, измеряют до них расстояния и данные заносят в таблицу:

Затем на листе бумаги ставят точку, от которой определяли азимуты и расстояния до местных предметов; от нее с помощью транспортира откладывают азимуты и в определенном масштабе расстояния до предметов, которые обозначаются принятыми условными знаками.

Общие показатели

ДУ, азимут является всего лишь геометрическими величинами, их измеряют в одинаковых единицах, начиная от 0 до 360 градусов. Эти механизмы тесно связаны, чтобы определять ориентировку по топографическим картам. Когда готовят маршруты с использованием азимута, на карте проводят взаимосвязанные действия:

  • Отмечают ориентир поворотного пункта.
  • Вычисляют ДУ, длину прямых участков.
  • Переводят ДУ в магнитный азимут, специалисты используют для этого специальную формулу. Где из значения ДУ вычитают склонение и прибавляют показатель по сближению меридианов, которое в свою очередь высчитывают по углу между истинным меридианом и вертикальной линией координат.
  • Расстояние переводят в удобную единицу измерения, переносят на карту.

Дирекционный угол вместе с магнитными, истинными азимутами находятся в единой связке для вычисления верного направления в дальнейшем ориентировании. Для точного определения выполняют перевод одного значения в другое.

Ориентирование в районах разрушений

(Статья: Ориентирование в районах разрушений)

В районах разрушений ориентирование по карте резко усложняется из-за ее несоответствия местности. При выборе маршрута в предвидении возможных разрушений на местности условия ориентирования прогнозируются. Наиболее устойчивыми ориентирами являются основные формы рельефа, изображаемые на картах горизонталями (вершины, седловины, лощины, хребты). Эрозийные формы рельефа (промоины, обрывы, выемки и т. п.) легко разрушаются при ядерных взрывах и с трудом будут опознаваться при сличении карты с местностью. С рельефом местности связано положение рек, ручьев, озер. Русла рек свои очертания практически не изменяют, однако при разрушении гидротехнических сооружений происходит временное затопление больших участков местности. Устойчивыми ориентирами также являются автомобильные дороги с твердым покрытием и железные дороги, хотя их полотно и может быть разрушено.

Чтобы уверенно выдерживать заданное направление движения в районах массовых разрушений, пожаров, очень важно уметь бегло читать топографическую карту и обладать острой наблюдательностью, опознавая по остаткам разрушенных объектов свое местоположение на карте. При въезде в зону разрушений следует измерить и записать магнитный азимут направления движения и отсчет по спидометру

На всех основных поворотах при движении в зоне эта операция повторяется. При необходимости по этим данным можно восстановить на карте свое местоположение

При въезде в зону разрушений следует измерить и записать магнитный азимут направления движения и отсчет по спидометру. На всех основных поворотах при движении в зоне эта операция повторяется. При необходимости по этим данным можно восстановить на карте свое местоположение.

Истинный меридиан и магнитный. Ориентирование по истинному и магнитному меридиану

Оглавление

Азимут — угол между направлением на север и какой-нибудь точкой на местности. Умение определить азимут помогает ориентироваться на местности. Азимут помогает не сбиться с пути при нахождении на равнинах и в местах, где нет ориентиров. Поможет при передвижении при плохой видимости, в темное время суток.

Определение азимута

Для определения азимута понадобится топографическая карта и компас. С помощью карты определяют истинный меридиан, а с помощью компаса — магнитный.

Истинный меридиан — воображаемая линия пересечения поверхности земли с плоскостью, которая проходит через отвесную линию и ось вращения земли.

Магнитный меридиан — это линия, расположенная вдоль силовых линий магнитного поля земли, все магнитные меридианы сходятся в северном и южном магнитных полюсах.

Если совместить магнитный меридиан и истинный меридиан можем найти магнитное склонение. Для определения истинного азимута к магнитному меридиану, найденого с помощью компаса, прибавляют восточное магнитное склонение, либо вычитают западное склонение, которое можно узнать в справочнике, либо определить на карте.

Определение азимута полезно во всех ситуациях. Азимут помогает определить направление и проложить маршрут для путешественников, морских и воздушных судов. Азимут поможет в ситуации, когда нет видимых ориентиров или указателей.

Для определения азимута по карте определяют угол между меридианом и направлением к пункту назначения. Если на пути имеется преграда, маршрут корректирует и он проходит по ломаной прямой.

Истинный азимут это угол. Что такое азимут, и как его определить

Чтобы завершить рассмотрение вопросов, связанных с ориентированием, необходимо рассмотреть еще один вопрос. В предыдущем изложении мы исходили из того, что направление на север, показанное на карте, и направление на север, определяемое с помощью компаса на местности, является одним и тем же. В действительности это совсем не так, поэтому необ­ходимо сделать соответствующее уточнение. (Суть описанных способов ориентирования от этого не меняется, к ним лишь до­бавляется одна простая вычислительная операция, знать кото­рую туристу необходимо). Речь идет о переводе истинных ази­мутов в магнитные и обратно.

Выше мы определили азимут как угол между направлением на север и направлением на нужный нам местный предмет. С направлением на нужный предмет все ясно, и тут никаких вопросов не возникает. Но что такое направление на север? Это направление на Северный полюс. И определяем мы это направление на местности по компасу. Дело заключается в том, что компас на Северный полюс не указывает! Магнитная стрелка компаса указывает на магнитный, а не на географиче­ский полюс.

Понятие о географическом, или, иначе, истинном, полюсе связано с представлением о форме Земли и характере ее вра­щения: Северный и Южный полюсы — это точки, через которые проходит ось вращения земного шара.

В то же время Земля обладает свойствами магнита, и во­круг нее существует магнитное поле. Как всякий магнит, она имеет два полюса, не совпадающие с географическими. Север­ный магнитный полюс находится под 74° северной широты и 100° западной долготы. Южный магнитный полюс лежит под 69° южной широты и 144° восточной долготы. (Магнитные по­люсы с течением времени медленно перемещаются; правда, пе­ремещения эти не настолько значительны, чтобы учитывать их для практических целей в турпоходе.)

Итак, существуют истинный и магнитный полюсы, не сов­падающие между собой. Соответственно этому есть истинный и, магнитный меридианы. И от того и от другого можно отсчитывать направление на нужный предмет. В одном случае мы будем иметь дело с истинным азимутом, в другом — с магнитным. Истинный азимут — это угол между истинным (географи­ческим) меридианом и направлением на данный предмет. Магнитный азимут — угол между магнитным меридианом и направлением на данный предмет. Понятно, что истинный и магнитный азимуты отличаются на ту же самую величину, на которую магнитный меридиан отличается от истинного. Эта величина называется магнитным склонением. Ес­ли стрелка компаса откло­няется от истинного мери­диана к востоку, магнитное склонение называют восточ­ным, если стрелка отклоня­ется к западу, склонение называют западным. Вос­точное склонение часто обозначают знаком «+» (плюс), западное — знаком «—». (минус). Величина магнитного склонения неодинакова в различной местности. Так, для Московской области склонение составляет +7, +8°, а вообще на территории СССР оно меняется в бо­лее значительных пределах.

Возвращаясь к случаю, когда надо, имея карту и компас, выйти на какой-либо пункт, который не виден с точки стояния, мы сталкиваемся со следующей трудностью. Измеряя азимут по карте, мы узнаем истинный азимут. Когда на местности мы определяем по компасу то же самое направление, то мы узна­ем магнитный азимут. Отсюда возникает необходимость уметь переводить истинные азимуты в магнитные и обратно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: