Основы безопасности жизнедеятельности8 класс

Нет алкоголю!

Мы вас очень просим: не пейте в горах! Дело не в том, что нам это неприятно, хотя это действительно так. Пьяному, как известно, любое море по колено, а горы, соответственно, немного выше. Потому, если в трезвом состоянии среднестатистический человек более-менее способен оценить риски покорения той или иной скалы, то в пьяном виде его неудержимо тянет на подвиги. А ведь координация пьяного человека нарушена и даже простой спуск по тропе может стать проблемой, не говоря уже о том, что карабкаться на скалу в пьяном виде и вовсе опасно. Кроме того, публика у нас подбирается интересная, чаще всего стремящаяся к саморазвитию. Такие пьяных не любят, а потому в коллективе может произойти раскол, который будет порождать конфликты. Поэтому лучше всего просто воздержитесь от алкоголя на время похода.

Устал – скажи!

Старайтесь говорить прямо о том, что вас тревожит. Вам тяжело? Вы устали? Вы считаете, что мы зря карабкаемся на эту гору? Скажите это прямо и без утайки, инструктор обязательно учтёт ваши пожелания. Это намного лучше, чем выплёскивать свой гнев на остальных участников похода, которым и без того нелегко.

Наша сила в единстве!

Сила группы в единстве, а потому следует избегать действий, которые ведут к его нарушению. Старайтесь не отставать, а если поддерживать темп группы вам невмоготу – дайте команду «Стоп». Во время стоянок всегда советуйтесь с инструктором, прежде чем пойти «вон к тому озеру» или в сельский магазин. Если время есть, инструктор обязательно отпустит вас на прогулку, да ещё и подскажет оптимальный маршрут. Кроме того, если вы чувствуете в себе столько сил, что готовы бежать впереди инструктора, скажите об этом на стоянке и для вас выделят дополнительную общественную нагрузку. А если серьёзно, помните, что свернуть не на ту дорожку в горах очень легко, а вот найти потом потерявшихся туристов очень непросто.

Не мусорить!

Это одно из главных правил поведения в походе. Весь мусор должен быть сожжён на костре, а по возможности следует убирать стоянки и за другими, менее сознательными туристами. Только так мы можем рассчитывать, что наши внуки смогут пойти в походы по Крыму и походы по Турции.

Бережное отношение к природе

Важно понимать, что в эти места за год приходят сотни, если не тысячи людей. Поэтому, совершая каждое действие, просто задумайтесь: что будет, если его совершит сотня людей? Для примера отлично подходит стирка с порошком в горном ручье, а также спиливание ещё живых деревьев. Старайтесь максимально осознанно подходить к каждому своему шагу, не нанося вред живой природе

Старайтесь максимально осознанно подходить к каждому своему шагу, не нанося вред живой природе.

Что такое походы без рюкзаков

Поход без рюкзаков – это комфортный поход налегке, не требующий особой подготовки. В таком походе вы без усталости преодолеете дистанцию между стоянками, сполна насладитесь окружающими видами, ощутите приятную легкость движений.

Облегченные походы бывают:

  • с постоянной стоянкой – откуда вы будете уходить в разных направлениях и возвращаться для ночлега;
  • со сменой базы – вещи будут следовать за вами на автомобиле.

Кому подойдут походы без рюкзаков

Увлекательный полноценный отдых подходит как для пробующих свои силы новичков, так и для опытных туристов. Для путешествия с детьми подойдет тур «Горный калейдоскоп».

Преимущества походов без рюкзаков

Из преимуществ можно выделить следующее:

  1. Тяжесть рюкзака не отвлекает от окружающих красот.
  2. Дети и физически слабые участники похода не отстают.
  3. За короткий промежуток можно поддержать физическую форму, насладиться благами цивилизации.

Сейчас все меньше людей ходят пешком. Да и зачем напрягаться, если к месту отдыха можно добраться на общественном или личном транспорте?

А ведь малоподвижный образ жизни – причина многих заболеваний. Если верить ученым, за 36 месяцев постельного режима человек старится на 10 лет.

Но не спешите становиться заядлым пешеходом (прогулки по загазованному городу вряд ли полезны). Лучше сходите в турпоход, где не просто насладитесь свежим воздухом и прекрасными видами, но и научитесь преодолевать трудности.

Подбираем и готовим лыжи к походу

Основное требование к лыжам прочность, легкость. В условиях однодневных походов, если маршрут к тому же проходит по равнинной или слабопересеченной местности и плотному снегу, лучше подходят прогулочные лыжи с жесткими креплениями, с дужкой, которая прижимает рант ботинок к металлическим штырям. Для лесных маршрутов и при движении по сильнопересеченной местности, по рыхлому снегу и бездорожью лучше иметь лыжи типа «Турист», они немного шире прогулочных, гораздо прочнее и не проваливаются глубоко в свежем снегу. Чтобы лыжнику было легко управлять своим движением в лесу и на пересеченной местности, лыжи не должны быть слишком длинными.

Крепления выбирают в зависимости от условий похода и вида лыж. На обычных прогулочных лыжах лучше ставить жесткие рантовые крепления. Они легки, удобны и надежны. Для многодневных сложных походов рантовые жесткие крепления не подходят. На таких маршрутах следует пользоваться полужесткими универсальными креплениями с металлическими пружинами. Рант ботинка в таких креплениях фиксируется в щечках. Такие крепления позволяют пойти в поход практически в любой обуви: лыжных ботинках, рабочих сапогах, туристских ботинках, валенках. Чтобы под пяткой ботинка не налипал снег, на грузовую площадку лыж прибивают резиновые накладки, лучше из микропористой резины толщиной 2 — 3 мм.

Лыжные палки лучше из дюралюминиевых трубок типа «Москва». Перед походом лыжи должны быть просмолены специальной смолой. Просмолка предохраняет лыжи от набухания под влиянием влаги, укрепляет древесину, улучшает связь мазей с лыжей.

На случай поломки лыж, креплений, палок необходимо научиться их ремонтировать. Для этого группа должна иметь ремонтный набор инструментов, материалов, запасных частей: плоскогубцы, отвертку, напильник, шило, легкий молоток, ножницы, комплект лыжного крепления, кольца к палкам, запасную лыжу, фанерные, алюминиевые, жестяные пластинки для накладок, проволоку медную и стальную, гвозди, шурупы, киперную ленту.

Перекаты

Так называются мелководные, часто каменистые участки реки. Они значительно опаснее мелей. На хороших картах и туристских схемах перекаты отмечены условными обозначениями или видны по сгущению параллелей, характеризующих высоту над уровнем моря. Река на перекате шумит, шум этот обычно слышно издалека. Опасность заключается в том, что при большой скорости течения на пути байдарки встречаются большие и малые камни, при ударе о которые возможны разрыв оболочки, поломки деталей каркаса, а иногда и опрокидывание. На первых порах, пока нет еще достаточного опыта, подходя к перекату, остановитесь и внимательно ознакомьтесь с характером течения реки. При этом рулевой должен запомнить буквально каждый большой камень и определить, с какой стороны его обходить. Если перекат длинный (сотни метров), против особо опасных мест необходимо установить вешку из веток или поставить своих товарищей. Направлять судно следует по наиболее мощным сливам, хорошо заметным по вытянутым языкам потока. Здесь уместно напомнить, что на перекатах наиболее эффективно управление байдаркой с помощью весла. Большие и опасные перекаты надо проходить по очереди, причем вести каждую байдарку должны наиболее опытные и сильные участники похода. И если вы побоитесь пройти такой перекат, не стесняйтесь. Проведите свою лодку на бечеве поближе к берегу. Хотя вы лишитесь острых ощущений, но зато сохраните в целости байдарку и находящееся в ней имущество. Ни в коем случае нельзя сплавляться по сложным перекатам с детьми.

Административная ответственность

Согласно КоАП, выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки даже при объезде препятствия запрещен. Но в этом случае учитывается наличие неподвижного объекта, то есть водителя не лишают прав. Штраф в этом случае составляет 1000-1500 рублей.

Объезд препятствия по обочине также запрещен, если отсутствуют соответствующие знаки. В данной ситуации размер штрафа также составляет от 1000 до 1500 рублей.

Если на дороге, например, ведутся ремонтные работы, при этом установлены знаки, необходимо ехать в направлении, указанном на них. В противном случае водителю придется заплатить штраф 500 рублей.

Определение

В ПДД препятствие — это транспортное средство (как поврежденное в результате ДТП, так и неисправное), участок дороги с выраженными дефектами и иные посторонние объекты, наличие которых на проезжей части не позволяет водителю продолжить перемещаться в нужном ему направлении. Данное понятие несколько размыто. В связи с этим не все водители четко понимают, что является по ПДД препятствием на дороге, а что нет.

Примеры:

  • Транспортное средство. Человек, управляющий автомобилем, может совершить вынужденную остановку в связи с возникновением какой-либо технической неисправности.
  • Дефект полотна. Наиболее ярким примером являются глубокие ямы на дорогах.
  • Дерево, которое упало на проезжую часть и делает невозможным проезд автомобилей в нужном направлении.
  • Животные. Примером являются туши, сбитые другими водителями.
  • Ограждения. Подобные конструкции устанавливаются во время проведения ремонта дорог. Нередко препятствием становятся специальные транспортные средства, не обозначенные соответствующими знаками и световыми сигналами (вечером или ночью). В период проведения ремонта дорог на проезжей части иногда можно увидеть и строительные материалы. При отсутствии соответствующих знаков они также считаются препятствием.

Регламентирующими документами являются ПДД и Кодекс об административных правонарушениях.

Некоторые водители интересуются тем, какие препятствия обгоняем, а какие объезжаем. Однако данный вопрос некорректен

Важно помнить о том, что, согласно ПДД, препятствие — это неподвижный объект. Его можно только объехать

Но сделать это нужно так, чтобы не совершить серьезное нарушение.

>План подготовки

Маршрут похода должен быть интересным и познавательным, способствовать укреплению здоровья и улучшению физического развития туристов

Для похода важно, чтобы можно было быстро добраться в намеченный пункт за один день и также легко вернуться домой

Туристская группа учащихся средней подготовленности может пройти в день 20-25км.

Заранее намечаются привалы, подпитки (чай, бутерброды), различные объекты для осмотра.

В план предварительной подготовки включается общая физическая и специальная подготовка.

Общая физическая подготовка включает в себя: уроки физкультуры, плавание. К специальной подготовке относятся: овладение специального навыка – ходьба на лыжах, ориентирование на местности, разбивка места для привала, оказание первой медицинской помощи. В процессе специальной физической подготовки совершенствуется техника передвижения, изучается и осваивается специальный лыжный инвентарь.

При подготовке к длительному походу рекомендуется совершать различные тренировочные туристские походы с полным снаряжением, постепенно увеличивая протяжённость маршрута и скорость передвижения, плавание в школьном бассейне, для развития выносливости

Большое внимание в плане подготовки должно быть уделено подбору и проверке походного снаряжения, как группового, так и личного. Снаряжение должно быть прочным, удобным и лёгким, а количество – минимальным

Групповое снаряжение: Продукты питания, клеёнка, топор, нож, ножовка, лопатка в чехлах. Ведро, котлы, чайник, инструменты: молоток, пассатижи; гвозди, проволока, верёвка 5м. Медицинская аптечка, фонарик, свечи, сигнальный свисток, карта, непромокаемые мешки, пакеты, брезентовые рукавицы, матерчатая посудница, моющее средство, прищепки 2-3 шт. Аварийные спички хранить в непромокаемом пакете.

Меры безопасности в походе

Безопасность туристских походов во многом зависит от правильной их организации, которая включает определённые требования по комплектованию туристских групп, медицинскому отбору участников, пред походной подготовке, знание мер профилактики травм и несчастных случаев и т.д.

Даже самые простые туристские маршруты не лишены опасностей. Но всякая опасность уменьшается, если она своевременно замечена туристом. Несчастные случаи в походах бывают тогда, когда туристы попав в сложную или аварийную обстановку, ведут себя неправильно.при преодолении препятствий в походе и при выполнении общих работ в лагере или на стоянке необходимы строгая дисциплина и порядок, точное выполнение участниками своих обязанностей, установленных правил и инструкций. высокая дисциплина в походе — это главная мера безопасности. подготовленный турист и дисциплинированный коллектив с честью выйдут из любой трудной ситуации.

Туристские лыжные походы – это не просто физические упражнения, а тяжёлая работа в специфических условиях, где, кроме физической выносливости, требуются психологическая выносливость, умение осознанно оценивать обстановку и свои действия, духовная зрелость.

Слайд 31 Конкретные условия всегда важнее плана. На маршруте руководитель может и

должен корректировать тактический план в зависимости от реальных условий:Контролировать скорость и состояние группы, не дать участникам себя загнать в начале похода и выбиться из графика в его конце. При нехватке времени на осуществление всех планов, необходимо отказаться от части, чтобы сохранить целое и достичь поставленной цели (то есть интересного и безопасного маршрута).Выбирая конкретные технические приёмы для преодоления конкретных препятствий, руководитель должен оговорить, какой участок как проходить, какие меры безопасности принимать, каким временем располагает группа для того или иного действия.В некоторых случаях на маршруте допустимо делить большую группу на несколько маленьких с целью достижения безопасности. Руководитель должен:
— Назначить своего зама, адекватного по опыту.
— Обозначить место встречи и контрольное время.
— Оговорить необходимые меры безопасности и технические приёмы.
— Оставаться с группой, оказавшейся в менее благоприятной ситуации.

Передвижение в лыжном походе

Лыжники двигаются в колонне по одному, как и в пешем походе, замыкает колонну наиболее сильный и опытный турист. Расстояние между направляющим и замыкающим должно позволять замыкающему, если понадобится, остановить группу. Когда группа идёт по глубокому нетронутому снегу — целине, лыжню прокладывают (протаптывают) наиболее сильные лыжники. Для этого они сменяют один другого через 2—3 минуты. При движении на пересечённой местности место спуска и подъёма определяет руководитель группы. Спускаются по очереди. Самостоятельные спуски не разрешаются. В походе должно быть равнение на слабейшего. Команды, распоряжения и предупреждения передаются по колонне голосом; замыкающий короткими свистками может остановить колонну.

Скорость передвижения группы зависит от местности. Погодных условий, физической подготовленности участников и составляет 5-6км/час. Обычный режим 50 – 60мин хода и 15-20мин отдыха. Через первые 20-30 мин после начала движения сделать остановку для устранения неполадок в одежде, вещах, снаряжении. Через 2-3 часа перехода остановка на обеденный привал (подпитка – чай, бутерброды).

Ритмичность передвижения – одно из условий сохранения сил туристов и их работоспособности. Изменять скорость движения нужно плавно, постепенно увеличивая её в начале движения и сбавляя перед остановкой. Турист должен передвигаться на лыжах ровным, свободным шагом.

Чтобы не обморозить лицо, участники похода должны следить друг за другом, особенно при ветре. При первом признаке обморожения побелевший участок кожи следует растереть мягкой рукавицей или отогреть рукой. Если начинают мёрзнуть ноги, необходимо энергично шевелить пальцами, прыгать, стучать ногой об ногу или поменять носки.

Рюкзак должен быть по силам туристу. В многодневном походе его масса составляет примерно 8-10 кг для юношей, 6-7кг — для девушек. Групповое снаряжение равномерно распределяется среди туристов, согласно нормативам.

Правила объезда

Как было упомянуто выше, существует несколько видов препятствий на дороге. При этом их практически невозможно преодолеть, не нарушив действующие правила. Значит объезд должен быть осуществлен таким образом, чтобы в худшем случае водителю грозила административная ответственность в виде штрафа минимального размера.

Если препятствие на дороге создано искусственным образом (примером являются конструкции, установленные в зоне проведения ремонтных работ), на данном участке должны находиться специальные знаки (их изображение представлено ниже).

Символы указывают водителю на то, с какой стороны ему необходимо перемещаться. Например, если установлен дорожный знак «Объезд препятствия слева», человек, управляющий транспортным средством, обязан пересечь проблемный участок только с указанной стороны

При этом не нужно обращать внимание на разметку. Это обусловлено тем, что знаки имеют преимущество перед линиями, нанесенными на дорожное полотно и имеющими как постоянный, так и временный характер

Если водитель объедет препятствие в соответствии с указаниями знака, он избежит административной ответственности.

Если никаких символов не установлено, необходимо оценить дорожную ситуацию. Первоначально нужно удостовериться в том, что неподвижный объект действительно является препятствием. Для оценки сложившейся ситуации следует остановиться на обочине (что указано в ПДД).

Если объект является препятствием, водителю нужно попытаться освободить проезжую часть самостоятельно или с помощью третьих лиц

Если это невозможно, необходимо его объехать с максимальной осторожностью. В это время опасность как для водителя, так и для иных участников должна быть минимальной

Если проезжая часть имеет несколько полос, предназначенных для движения в попутном направлении, нужно просто перестроиться на соседний свободный ряд. Это не будет считаться нарушением действующих правил

Важно лишь при этом не выехать на встречный ряд

Общее понятие о тактике

Понятие тактики пришло к нам из военной науки. При
проведении любой военной кампании (более обще- любого мероприятия)
существуют трио основных плана организации: стратегический, на
котором определяются основные цели и задачи, а также методы их
осуществления; тактический, который определяет весь комплекс
необходимых средств и способов достижения стратегических целей; и
оперативный, на котором осуществляется реализация конкретных
тактических схем применительно к имеющимся условиям (пример). В туризме все
эти понятия, как правило, объединены общим понятием тактики.

Итак, тактика похода — это весь комплекс задач, решений, методов и средств их
достижения, направленных на успешное и безопасное прохождение маршрута. Для
более четкого понимания выделяют также тактические категории, например:
график движения, люди, снаряжение, препятствия, страховка, время, и т.д.
Рассмотрение отдельных, наиболее важных, из этих категорий будет приведено
ниже. Каждая из них в отдельности требует осуществления определенных мер, все
вместе они образуют тактику горного похода.

Следует указать, что они не только дополняют и помогают
друг другу, но и иногда могут вступать в серьезные противоречия. Например,
время прохождения технически сложных участков является не менее важным
фактором обеспечения безопасности в целом, чем например, надежность
страховки. Поэтому при оперативной реализации конкретной тактической схемы
это следует учитывать, и иногда приходится жертвовать надежностью страховки
для выигрыша во времени (крутой лавиноопасный склон). Также желание взять
больше продуктов и снаряжения (для надежности, т.е. безопасности), всегда
вступает в противоречие с уменьшение весовых норм (опять же для скорости,
меньшей уставаемости и удобства прохождения технически сложных участков,
т.е. опять-таки для увеличения безопасности). Такое положение дел вполне
естественно, его не следует бояться а надо знать и учитывать. Нахождение
правильного баланса между требованиями различных тактических категорий для
оптимального обеспечения успешности и безопасности прохождения маршрута и
является подлинным тактическим мастерством руководителя.

Выбор конкретной тактики похода существенно зависит от
его цели, района, времени года, подготовленности и материальной
обеспеченности группы, характера препятствий. Примеры. Следует
напомнить, что хорошо сработавшие однажды схемы могут оказаться совершенно
непригодными в других условия, поэтому слепое копирование чужого (да и
своего) опыта, без учета конкретных особенностей данного похода не только
нецелесообразно, но и просто опасно (пример: летняя тактика прохождения
простых перевалов в межсезонье). Тем не менее полезно знать и перенимать
отдельные приемы с учетом специфики их использования, также помнить, что
для одинаковых внешних условий существует только одинаковая (не то чтобы
совсем одна, но всегда подобная) успешная тактика прохождения маршрута.

Непреодолимое препятствие

Непосредственно в ПДД такого понятия нет. Однако это то, что можно считать на дороге препятствием. Но при этом его невозможно объехать ни справа, ни слева (то есть ни по полосе встречного движения, ни по обочине). В подобных ситуациях водитель может продолжить движение в нужном направлении только после того, как объект, выступающий в роли непреодолимого препятствия, переместится с проезжей части.

Существует еще один вариант развития событий. Согласно ПДД, препятствие можно не объезжать. Водителю допускается осуществить разворот и построить альтернативный маршрут, но только в том случае, если данный маневр не запрещен знаками или разметкой.

Слайд 25Зная общие положения, приступаем к разработке конкретного маршрута для конкретной группы.

Уточнить и утвердить состав участников. По правилам, минимальный состав группы в горном походе 4 человека. Реально, лучший состав 6-8 человек. Группа 12-14 человека требует очень сильного руководства и практически не способна к передвижению по сложному рельефу. Желательно разделить на 2 подгруппы, и назначив зама идти параллельно. Надо помнить, что тётка берёт 0,6-0,8 от мужской доли снаряжения и продуктов, а личных вещей у всех поровну. Мужиков тоже стоит делить по весовым категориям. Нормальный вес рюкзака для мужика 30кг, для тетки до 24-25кг, причем вне зависимости от категории.

Правила поведения в автобусе для школьников во время экскурсии

В автобусных турах следует вести себя более сдержанно и соблюдать прежде всего правила безопасности, а затем уже правила поведения. Во время движения могут возникнуть непредвиденные ситуации как на дороге, так и в салоне. Будьте внимательны.

Садиться в автобус нужно только после приглашения экскурсовода. Не бежать, стараясь успеть первым занять место, не толкаться при посадке.

Заняв место, необходимо пристегнуться, если предусмотрены ремни безопасности. Нельзя вставать с места во время экскурсии, ходить по салону, отвлекать от движения водителя.

Окна открываются только с разрешения экскурсовода или сопровождающих. Высовываться в окно или высовывать руки нельзя, так же как и выкидывать мусор.

Нужно соблюдать чистоту в салоне автобуса, относиться к оборудованию и креслам бережно. Во время движения нельзя пить или кушать. Быть внимательным, держаться за поручни при торможении.

Если во время поездки стало дурно, нужно сразу же сообщить об этом классному руководителю или гиду.

Вставать с места по окончании экскурсии можно только, когда автобус полностью остановился. Выходить следует через переднюю дверь. Первым из салона выходит гид и классный руководитель. Не нужно толпиться у выхода, торопиться покинуть салон и толкать других школьников. Выходить нужно по одному и аккуратно, чтобы случайно не споткнуться.

После выхода из автобуса необходимо собраться в группу и ждать указаний гида или классного руководителя. Можно поблагодарить гида и задать оставшиеся вопросы по теме экскурсии.

Чтобы экскурсионный тур был для всех членов группы приятным и полезным, необходимо соблюдать правила. Их не так много и они просты

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: