Правила ночного ориентирования: как определиться с направлением и не заплутать?

Возврат стартового взноса

При отмене заявки участником по любой причине возможен возврат стартового взноса.

  • по 30 октября возврат за вычетом комиссии ЮMoney и системы Orgeo переводом на ЮMoney 96,5% от суммы взноса;
  • переводом на банковскую карту 94% от суммы взноса;

после 30 октября возврат 50% от суммы взноса.

Возврат производится по номеру телефона, указанному в заявке, по номеру карты или номеру кошелька ЮMoney.

Клиентам Сбербанка: если не подключена Система быстрых платежей, возможна дополнительная комиссия от банка. Как подключить СБП

В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) возможен перенос мероприятия или отмена. При этом предусмотрен возврат части взноса участникам.

2.2 Определение масштаба карты

Масштаб карты — одна из важнейших ее
характеристик. Он определяет степень уменьшения линий на карте относительно
горизонтальных проложений соответствующих им линий на местности.

Масштаб указан на каждом листе карты под
южной (нижней) стороной рамки в числовом (численный масштаб) и графическом
(линейный масштаб) виде (Рисунок 1).

1:50 000

в 1 сантиметра 500 метров

Рисунок 1. Обозначение масштаба на карте.

Численный масштаб в общем виде, т. е.
безотносительно к какой-либо определенной системе линейных мер, обозначается на
картах в виде отношения 1: М, где М — число, указывающее, во сколько раз
уменьшены длины линий на местности при изобра­жении их на карте. Так, масштаб
1:50000 означает, что любой единице длины на карте соответствует 50000 таких же
единиц на местности.

Для практического использования при
измерениях по карте численный масштаб, кроме того, представляют именованным чис­лом,
указывая непосредственно величину масштаба, т. е. расстояние на местности, соответствующее
 1 см карты. Так, для 1:50 000 карты величина масштаба равна 500 м.

Отсюда следует, что длина линии на местности
равна произве­дению величины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте
в сантиметрах. Например, отрезку 3,95 см на карте масш­таба 1:100 000
соответствует на местности расстояние d==1 км  Х 3,95 = 3,95 км.

3.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ

Непременным условием правильности
выдерживания направ­ления движения является непрерывность ориентирования, т. е.
по­стоянное знание своего местонахождения на маршруте относи­тельно ближайшего
выбранного ориентира и конечного пункта движения. На поле боя это
осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее
хорошо изучен­ным. При совершении же марша на незнакомой местности марш­рут
выдерживают преимущественно по карте. Для этого во время движения следят за
ориентирами, расположенными вдоль марш­рута, и периодически — за показаниями
спидометра. По этим данным фиксируют на карте свое продвижение.

Начиная движение по маршруту, на исходной
точке записывают показание спидометра и время начала движения, сличают карту с
местностью и определяют направление пути. Во время движения, к карте
обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. За 200 —
400 м до поворота маршрута необходимо указать водителю место предстоящего
поворота и направление дальнейшего движения, например: «На опушке леса поворот
на­право по грунтовой дороге».

Если на местности намеченного ориентира не
окажется, то следует установить свое местоположение по другим мест­ным
предметам и  деталям рельефа, обозначенным на карте, и, лишь убедившись в правильности
движения, продолжать путь.

Особенно внимательно надо сличать карту с
местностью в ме­стах, вызывающих сомнение в правильности ориентирования: при
движении по населенному пункту и выходе из него, на перекрест­ках и развилках
дорог и т. п.

В таких случаях правильное на­правление
движения устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами,
записанными на карте при подготовке к движению.

Наибольшие трудности в выдерживании
заданного маршрута возникают при обходе зон пожаров, завалов, затопления и
участков заражения. В этих случаях необходимо, прежде всего, воз­можно точнее определить
свое местоположение на карте и запи­сать показание спидометра. Затем, изучив
характер местности, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте
ориентиры, которые встретятся на этом пути, В условиях ограниченной види­мости
обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, линий электропередач
и по другим линейным ориентирам. При движении на местности, бедной ориентирами,
когда на ма­шине имеется гирополукомпас, путь обхода недоступных зон вы­годно
наносить на карту, определяя для этого азимут направления каждого колена пути
по гирополукомпасу, а его длину — по спидометру.

При движении по шоссейным дорогам для ориентирования
можно пользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов
и расстояний до населенных пунктов, пере­валов и пр., маршрутными марками, указывающими
номера дорог, километровыми столбами)

Однако в боевых условиях это надо делать
весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями
с ложными надписями

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно
при движения ночью, нужно привлечь водителя и членов экипажа. Для этого, если позволяет
обстановка, перед началом движения их надо оз­накомить с маршрутом и
намеченными ориентирами, особенно с теми, по достижении которых должно меняться
направление дви­жения. Это облегчит командиру подразделения выдерживание на­меченного
маршрута движения.

Устройство

Наиболее распространенный способ создания минерализованных полос – это опашка сельскохозяйственных угодий – полей, лугов, территорий различных населенных пунктов; обустройство на границах лесных массивов, степей. Их вид и состояние можно увидеть, как на фото, так собственными глазами, покинув пределы городской черты.

Прокладка таких полос ведется также в следующих местах:

  1. Вдоль дорог, пересекающих лесные массивы из деревьев хвойных пород.
  2. Вокруг территорий лесосек, складов лесной продукции.
  3. Вдоль лесовозных, автомобильных и железных дорог, линий высоковольтных электросетей; трубопроводов, транспортирующих горючие жидкости, газы.
  4. Вокруг пожароопасных объектов со зданиями, производствами, помещениями, имеющими категорию по взрывопожарной опасности.

Создание разрывов, минерализованных полос ведется централизованно, под руководством администраций муниципальных образований, подразделений лесного хозяйства, объединений собственников в загородных жилых, садоводческих поселках; директоров предприятий, находящихся в пожароопасных зонах, так это требует не только надлежащего уровня организации, привлечения специальной техники, но и значительных затрат.

Прокладка, обустройство минерализованных противопожарных полос ведется различными способами:

  1. В лесных массивах, на их опушках, дорогах – специализированными прокладчиками, лесными плугами; на песчаных участках почв – дисковыми фрезами, достигая минеральный слой грунта, переворачивая, вынося его наружу.
  2. Вокруг территорий, застроенных жилых, производственными зданиями; на границах сельскохозяйственных предприятий – с помощью бульдозеров, тракторов, с соответствующим навесным почвообрабатывающим оборудованием.
  3. При необходимости устройства минерализованных полос большой ширины – отжигом надпочвенного покрова между двумя ранее созданными канавами.
  4. Высаживанием на линейных земельных участках сельскохозяйственных культур, не распространяющих огонь, например, картофеля.

Распространенный вариант устройства противопожарной защитной полосы – это создание с помощью экскаваторов, специальной техники канав глубиной до минерализованного слоя почвы или до уровня грунтовых вод.

Деление проезжей части на полосы движения

Проезжая часть дороги делится на полосы движения. Границы полос обозначаются линиями разметки. Пункт 9.7. ПДД требует от водителей двигаться строго по полосам. Таким образом, исключается возможность столкновения с попутными или встречными ТС, едущими по соседним полосам. При необходимости водитель может сменить занимаемую полосу или перестроиться в другой ряд. После окончания перестроения необходимо придерживаться выбранной полосы движения. Недопустима езда правыми колесами по одной полосе, а левыми по другой, а также перестроение через сплошные линии.1.1. и 1.3.

Если разметки нет, она загрязнена или скрыта под водой или снегом, а знаки, распределяющие движение по полосам, отсутствуют, водитель должен самостоятельно приблизительно определить границы полос и следовать тем же требованиям (пункт 9.1.). Соответственно, находясь на дороге с двухсторонним движением без разделительной полосы нужно придерживаться правой стороны дороги, в то время как левая предназначается для встречных ТС.

Если дорога довольно широкая, попутные ТС могут двигаться по ней в два, три и более ряда. При отсутствии разметки следует мысленно вообразить границы полос движения и ехать, соблюдая пределы одной из них. При возникновении сложностей можно просто повторять траекторию впереди идущего транспортного средства.

Кто кому уступает дорогу при выезде с полосы разгона?

Итак, теперь давайте рассмотрим различные ситуации от простых к сложным и разъясним, как правильно двигаться по Правилам по полосе для разгона и торможения в контексте дальнейшего перестроения на целевую дорогу.

Как правильно выезжать из полосы на общую дорогу?

Здесь у большинства водителей, получивших водительское удостоверение честным образом, не должно возникать вопросов. При выезде из полосы разгона в соседние ряды основной дороги вы обязаны уступить дорогу всем, кто по этой целевой дороге движется.

Однако, вряд ли вы пришли в данную статью за выяснением именно этого вопроса. Поэтому давайте перейдём к более сложным ситуациям.

Вас также заинтересует:

  • Сужение дороги и приоритет: кто должен уступить? Если нет разметки и после перекрёстка
  • Можно ли обогнать трактор или тихоходное транспортное средство по новым правилам?
  • Новые ПДД в ноябре 2017: круг — главная и «вафельница»

Тонкость зоны действия дорожного знака Уступи дорогу

  • На верхней схеме перекрёстка можно понять, что его границы включают в себя практически всю полосу для разгона транспортных средств. Соответственно, знак «Уступи дорогу» здесь будет действовать на всю эту полосу, а съезд с неё означает и выезд с перекрёстка. То есть действие знака логично и закономерно.
  • А вот на нижнем перекрёсток заканчивается уже с началом полосы разгона. Это значит, что фактически «Уступи дорогу» означает вашу обязанность не создавать помех тем, кто, например, едет по главной (вашей целевой) дороге и перестраивается на вашу полосу разгона – у них уже будет приоритет в данном случае. Зато на перестроение уже знак 2.4 никак не влияет по той простой причине, что, как мы уже упомянули выше, ПДД устанавливают зону их действия в пределах перекрёстка, а разгонная полоса находится вне его пределов.

Ну а, если вы видите полосу разгона (размеченную линией 1.8) без знака Уступи дорогу, то руководствуемся исключительно пунктом 8.10 ПДД. Но и не забываем, что полоса может быть отделена вначале сплошной разметкой, и уже потом будет прерывистая 1.8. Начинать перестроение можно только после окончания сплошной, разумеется.

Действует ли помеха справа при съезде с полосы разгона?

Увы и ах, но небольшой процент водителей до сих пор считают, что действие «правила помехи справа» действует при перестроении на выезде с полосы разгона.

На практике в 2023 году, конечно же, остальным водителям следовало бы действовать по правилу «трёх Д» (дай дорогу дураку). Тем не менее, очевидно, кто будет виновен в случае ДТП с такими автолюбителями, считающими помеху справа универсальной и наиболее приоритетной концепцией ПДД.

А при взаимном перестроении?

Ещё сложнее выглядит ситуация, когда ставится вопрос о том, кому нужно уступать и как выезжать из полосы разгона в том случае, если соседний (правый) ряд свободен, но по левому движется ещё один автомобиль, который может (или собирается) перестроиться в правую – ту же – полосу.

И здесь, как правило, даже эксперты могут разделиться на два лагеря:

  • первые манипулируют уже пунктом 8.4 Правил с одновременным перестроением, когда уже начинает действовать помеха справа – то есть на схеме выше оранжевый обязан уступить дорогу зелёному,
  • вторые же утверждают о действии всё того же пункта 8.10 как более частного по отношению к данной ситуации, то есть регулирующего именно съезд с полосы разгона, где говорится о преимуществе уже у оранжевого.

На самом деле, правы вторые, но не совсем потому что 8.10 – более частная норма для разгонной полосы на развязках. Дело в том, что в этом пункте ПДД говорится об обязанности уступить дорогу всем транспортным средствам двигающимся по дороге, на которую вы перестраиваетесь. То есть речь идёт не о перестроении в соседнюю полосу, а о перестроении на всю соседнюю дорогу.

Здесь, однако, также есть тонкость с границами перекрёстка и местом примыкания дороги. Так как в 8.10 речь идёт не о перестроении, то, значит, должен быть перекрёсток в месте примыкания. Однако, его нет – он был и закончился раньше. То есть «лагерь», сетующий всё же на перестроение, не лишён права быть правым.

Таким образом, здесь как раз та ситуация, когда правоту любой стороны можно доказать. Практическая цель этого может быть только в случае ДТП. Соответственно, чей юрист будет сильнее, за тем и правда, как бы печально это ни звучало (ну и тот, кто убедит судью)!

Впрочем, мы рассматриваем конкретную приведённую выше схему. Выше мы уже выяснили, что это не зависит от наличия знака «Уступи дорогу». Однако, есть ещё целый ряд факторов, один из которых может стать решающим в разборе в ГИБДД или в суде таких ДТП. Например, сплошная линия разметки, через которую пытался выехать с полосы разгона на дорогу водитель зелёного автомобиля.

Двухполосные и трехполосные дороги

Автомобильные дороги могут быть двухполосными, трехполосными и многополосными. Двухполосные дороги встречаются в нашей стране чаще всего. Движение на них организовано достаточно просто: одна полоса с ТС, едущими в одну сторону, и вторая с ТС, следующими в другую сторону. Однако именно двухполосные дороги являются самыми опасными. По причине отсутствия на них разделительной полосы любая водительская ошибка может привести к выезду на встречную полосу и последующему лобовому столкновению. Такие ДТП случаются, когда водитель совершает опасный обгон на высокой скорости, засыпает за рулем или просто не справляется с управлением автомобиля.

Принимая во внимание безопасность дорожного движения, следовало бы совсем запретить обгоны на таких дорогах. Однако сделать это невозможно, так как всем водителям придется ехать со скоростью самого медленного ТС, что значительно усложнит дорожную обстановку

Поэтому любому водителю приходится периодически совершать обгоны и выезжать для этого на встречную полосу

При этом очень важно соблюдать необходимые меры предосторожности.. Выше уже говорилось о том, что любая дорога с количеством полос большим, чем две, даже трехполосная, намного безопаснее двухполосной. Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ

Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения

Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ. Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения.

Выше уже говорилось о том, что любая дорога с количеством полос большим, чем две, даже трехполосная, намного безопаснее двухполосной. Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ. Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения.

На трехполосной дороге движение может быть организовано двумя способами. Первый из них предполагает деление дороги на отрезки одинаковой протяженности. На таких отрезках средняя полоса поочередно относится то к одному, то к другому направлению. Если на каком-то отрезке две полосы предназначено для движения в Вашу сторону и одна полоса встречная, то на следующем участке в Вашем направлении будет только одна полоса и две у встречных ТС. На расширенном отрезке дороги водитель может выполнить опережение медленно движущегося ТС без выезда на встречную сторону проезжей части. Для правильной ориентации участников движения встречные направления отделяют друг от друга сплошной линией разметки, а попутные – прерывистой.

Второй вариант организации движения описан в пункте 9.3. ПДД. Он используется исключительно на хорошо просматриваемых прямых горизонтальных участках дорог. Все три полосы разделены между собой прерывистыми линиями разметки. Крайняя правая полоса предназначена только для движения в прямом направлении. Крайняя левая полоса – встречная. Двигаться по ней несмотря на наличие прерывистой, а не сплошной линии разметки, категорически запрещено, что является исключением из общего правила.

Средняя полоса на таких дорогах играет большую роль. Она нужна для объезда препятствий и опережения других ТС. Этой полосой могут пользоваться водители двух направлений. Однако, при такой организации движения все равно существует риск столкновения с ТС, движущимся навстречу и также начавшим маневр по опережению, но такие ситуации встречаются достаточно редко. Так как участок дороги хорошо просматривается, водитель имеет возможность заранее увидеть, что средняя полоса занята и, соответственно, воздержаться от маневра до тех пор, пока полоса не освободиться. При этом риск лобового столкновения намного ниже чем на обычной двухполосной дороге.

Помимо этого средняя полоса может применяться для поворота налево и разворота. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. На двух полосной дороге такой маневр задерживает другие автомобили, едущие прямо. На дороге со средней полосой остальные участники движения, двигающиеся сзади, могут свободно продолжать движение в прямом направлении. Тем, кто движется навстречу по крайней левой полосе, также ничего не мешает. Значит, никаких предпосылок для образования заторов и пробок на таких дорогах не существует.

Обеспечение эффективной работы дорожно-эксплуатационных служб

Комплекс мероприятий по зимнему содержанию автодорог, проводимый дорожно-эксплуатационными службами, должен обеспечивать постоянную, надежную и эффективную работу автомобильных дорог и сооружений на них, безопасные условия движения транспортных средств. Состояние дорог в самых сложных климатических условиях должно соответствовать нормативам. Для этого ДЭС должна быть способна выполнять сложную функцию руководства дорожным хозяйством на современном инженерном уровне.

Во время снегопадов, метелей и при других неблагоприятных климатических условиях на автодорогах, в зависимости от дорожно-климатической зоны, образуются различные дефекты на автодорогах, которые затрудняют дорожное движение.

Дорожно-климатические зоны, в которых располагаются автомобильные дороги в РФ

Типичные дефекты, возникающие на дороге в зимний период, приведены ниже.

№ п/п

Наименование дефекта

Описание дефекта

1

Свежевыпавший (рыхлый) снег

Слой снега, образующийся на дорожном покрытии во время снегопада и метелей. В зависимости от состояния, снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности

2

Стекловидный (черный) лед

Лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм или в форме матовой белой шероховатой корки, толщина которой составляет до 10 мм и более

3

Снежный накат

Слой снега, уплотненный автотранспортом

4

Талый снег

Снег, превращенный в жидкую массу применением ПГМ и движением транспортных средств

5

Снежный вал

Накопление снега в виде продольного вала, созданного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия

6

Отсутствие работоспособной снегозащиты

На снегозаносимых участках дороги отсутствуют эффективные средства, способные защитить их снежных заносов

7

Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках

Снег, ледяные отложения, иней

осложняют восприятие информации на дорожных знаках, установленных в соответствии с дислокацией

Эксплуатационное состояние конструктивных элементов автодорог и дорожных сооружений при реализации мероприятий, предусмотренных проектом по организации работ зимнего содержания дороги, должно удовлетворять требованиям ГОСТа Р 50597-93 при всех климатических условиях. Соответственно, дорожно-эксплуатационная служба обязана проводить необходимые работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, федерального значения и искусственных сооружений на них согласно приказу Минтранса РФ от 01.11.2007 г. № 157.

Номенклатура мероприятий по зимнему содержанию дорог во многом зависит от степени снегозависимости и гололедоопасности дороги.

Что и как может помочь в навигации

Существуют специальные приспособления, которые облегчат передвижение в темноте.

Природные ориентиры

Ночью направление движения можно выдерживать по небесным светилам. Если вы хотите ориентироваться по луне и звездам, стоит помнить о том, что в течение ночи они перемещаются по небу. Исключение составляет лишь Полярная звезда

 СПРАВКА! Если выбрать в качестве ориентира Луну, то через один час намеченный маршрут нужно отклонить на 15° в правую сторону, так как Луна за час смещается на 15° по ходу часовой стрелки. 

Полярная звезда. Как уже было сказано она не перемещается по небу в зависимости от времени суток. Но данный способ ориентирования в пространстве эффективен только в ясную погоду. Полярная звезда находится на севере. Поэтому, чтобы определить стороны света, нужно встать лицом к этому светилу. Полярная звезда находится в созвездии Большой Медведицы.

Смотрите видео, как ориентироваться по Луне и звездам:

Приборы

Компас – это прибор по которому определяются стороны света. Его стрелка всегда «смотрит» на север.

Путешествуя по местности, выбирайте наиболее заметный ориентир, например, реку. В перпендикулярном направлении от ее русла отойдите на небольшое расстояние. Повернитесь к реке по направлению движения и достаньте компас. Совместите стрелку с нулевой отметкой. Зафиксируйте угол между направлением движения и направлением стрелки. Когда вы будете искать дорогу назад, старайтесь сохранять этот угол неизменным.

Компас активно взаимодействует с магнитным полем земли. Но оно может искажаться под воздействием различных факторов:

  1. Линий электропередач.
  2. Закопанных трубопроводов и т.п.

 ВАЖНО! Не поленитесь лишний раз проверить показания компаса. 

Подручные инструменты

Для этого можно воспользоваться следующими способами:

  1. Движение по азимуту с подсчетом пройденных шагов или времени движения. Понадобятся определенные знания.
  2. По спидометру. Этот способ подойдет для передвигающихся на автомобиле.
  3. По радиосигналам. В этом случае нужно иметь при себе как радиоприемник, так и компас. Сначала фиксируется самый точный сигнал и запоминается при помощи компаса. По следованию пути, если сигнал становится глуше, выбирается маршрут по компасу в ту сторону, где сигнал был отчетливым.
  4. По часам. Этот способ будет эффективным при полнолунии. Зная, что луна располагается против солнца, стороны света можно определить при помощи циферблата. Вместо солнца часовая стрелка направляется в сторону луны.

Наручные часы NOVELEKA. Фото OZON

3.1

,
»
() ,
.

, ,
, ,
,
.
.

, ,
.

:
,
— () —
, .

, .
, ,
. ,
, ,

.

,
, ,
.

,
,
( , , . .).

()
,
.
, , ,
, ,
.

( 2).
( )
— ( 5),
.

, , , .
, —
,
— . ,
.

2.

( )
. ,
,
,
.
.
.
, ,
(, ).

, ,
.
,
.
.

,
.

3.1.2

,
,
, ,
— . ,
— . ,
.
. .

. , ,
10 — 15
, .

,
— . ,
,
— ( ,
) , , ,
.
(
, ).

. ,
, .

,
()
, —
.

.
,
, .

, — ,
.
.
.
— (
, , .).

50 — 60
,
.

( ) , ,
, (
) ,
. ,
,
. ,
, ,
, .

.
1,5 — 2
,
.

, .
— ,
.
, , ,
() , .

( 3):

— ( 7),
,
,
( 2);

— 2,
1
2 . ,
3, ( ), ;

— 3, ()- 1 — 2 ,
, 1
2, 4;

— 4,
, ,
2
— 3 ( ).

3. .

3.1.5

.
.

:
,
, ,
(
) .
, , ,
, , ,
.
2 — 3% .

.
:
()
() . 1
20 .

5,
100 .
, , ,
,

.

4.
ՠ

, ,
.
, ,
,
.

.
, ,
.
, ; ,
, , . .

(, ) .

.

,
.
.

,
,
, , .
,
, .
,
.

: ,
, , , , ,
, , ,
(, , ).

,
, . ,
,
.  

— -.
1 : 25000 — 1 : 100000.

, , —

, ,
, .
, ,
, , , ,
(, , .).


,
, ,

.
.

, ,
.
, ,
, ,

, ,
, , ,
, . ,
, ,
.

, ,
, ;
. ,
.

, ,

,, ( ,
.). ,

(acy).

,
, ,
.

,
,
(
) .

.

. , —

. ,
,
.

,
,
, (,
, , , . .),
, , ,
.
, ,
.

,
.

.

1.

, ,

,

0-00

1,00

1,00

6

1-00

1,01

0,99

12

2-00

1,02

0,98

18

3-00

1,05

0,95

24

4-00

1,10

0.91

30

5-00

1,15

0,87

36

6-00

1,24

0.81

42

7-00

1,35

0.74

.

.

, .

— , ,
, ,
— .

—   
; ,
;

—   

—   

—   

, , :
, ,
.

Основы подготовки

Бывают люди с «встроенной картой» в голове. Они с ходу выбирают верное направление, понимают особенности полигона и без особых видимых усилий достигают КП. Всем прочим приходится долго тренироваться, чтобы освоить навык ориентирования на местности.

Лучший учитель в этом случае – опыт. Ориентировщиками не становятся, сидя дома и изучая специальную литературу. Это умение рождается только на практике: вы должны непременно заблудиться и выбраться обратно, взять неверный азимут, потерять время и силы на ошибочном маршруте – и так несколько раз подряд. Но с каждым разом всё отчётливее будет понимание того, как поступить правильно.

Прокачать навыки спортивного ориентирования – значит научиться читать карту, брать азимут, пользоваться компасом и увеличить выносливость. Остановимся на каждом пункте подробнее.

Научиться читать карту

Это значит – понимать условные знаки и с их помощью делать выводы об особенностях полигона. Хороший ориентировщик, глядя на карту, сможет сказать, где в лесу проложена широкая дорога, а где идёт узкая тропинка, какие перепады высот встретятся на пути и будут ли непреодолимые препятствия, а масштаб карты поможет определить реальные размеры объекта.

Всё это крайне важно для построения будущего маршрута. Как читать карту: масштаб карты означает, что 1 см на ней равен определённому количеству метров в реальности

Чтобы определить расстояние по масштабу, например, 1:25000, отсчитываем длину отрезка до нужного объекта и умножаем это число на 250 (это количество метров, равных 25 000 см)

Как читать карту: масштаб карты означает, что 1 см на ней равен определённому количеству метров в реальности. Чтобы определить расстояние по масштабу, например, 1:25000, отсчитываем длину отрезка до нужного объекта и умножаем это число на 250 (это количество метров, равных 25 000 см).

Замкнутые кривые линии на карте называются горизонталями и дают подсказку о рельефе: они соединяют точки на местности, обладающие примерно одинаковой высотой – таким образом, чем больше вы видите близких друг к другу горизонталей, тем круче подъём в этих местах.

Научиться брать азимут

Азимут – это угол между направлением на север и направлением к заданной точке маршрута. Он выручает в тех условиях, когда видимость на местности ограничена или отсутствуют знаковые ориентиры.

Как вычислять азимут: он измеряется от севера по направлению движения часовой стрелки к тому объекту, куда необходимо добраться, и выражается в градусах. Кладём компас на карту так, чтобы большая стрелка указывала на искомый объект, и затем крутим колбу компаса до тех пор, пока нулевая отметка на шкале не придёт в соответствие с северным концом стрелки.

Уметь пользоваться компасом 

На соревнованиях по спортивному ориентированию зачастую нельзя включать навигатор, использовать GPS, а некоторые организаторы просят даже снимать спортивные часы, если в них есть шагомер. Поэтому для определения направления к КП остаётся старый добрый компас.

Как пользоваться компасом: из школьных уроков географии мы помним, что красная стрелка всегда указывает на север. При этом нельзя держать компас вблизи металлических предметов, иначе он начнёт сбоить.

Исходя из того, что мы знаем, в какой точке мы находимся, совмещаем север карты (он обычно находится вверху) с севером компаса. После этого нам нужно совместить указатель направления на компасе с направлением к объекту – и начать поворачиваться

Важно, чтобы направление магнитной стрелки совпало с севером на колбе компаса. После этого можно двигаться к объекту по указанному направлению

Обладать физической выносливостью

Некоторые соревнования по спортивному ориентированию длятся много часов, вплоть до суток, причём участники обычно не тратят время на отдых. Плюс между КП зачастую приходится передвигаться бегом по пересечённой местности. Особенно это актуально для тех, кто претендует на призовые места.

Как подготовиться физически: включать в тренировочный план интервальные пробежки и фартлеки, уделить внимание трейловым маршрутам, если ориентирование будет проходить на природе. Читайте по теме: Как развить выносливость в беге

Читайте по теме: Как развить выносливость в беге

Что это такое? Каковы особенности?

В ночное время обзор местности ограничен из-за плохой видимости предметов и объектов. Для того чтобы научиться ориентироваться в условиях плохой видимости, нужна тщательная подготовка.

Маршруты для ночного передвижения намечают вдоль линейных ориентиров. Это облегчает выдерживание направления движения.

Бинокль с функцией ночного видения. Фото AliExpress

Вспомогательными ориентирами служат небесные светила, удаленные светящиеся точки, местные предметы, формы рельефа, проектирующиеся на фоне неба. Все эти методы ориентирования считаются простейшими. Наряду с ними применяют более совершенные технические средства. К ним относятся:

  1. Луч прожектора, освещающий тропу.
  2. Световые трассы или световые створы.
  3. Приборы ночного видения.
  4. Наземное навигационное оборудование.
  5. Радиосредства.

Ориентирование ночью

Ночью сравнительно легко можно выдерживать требуемое направление при движении по шоссейным и улучшенным грунтовым дорогам, по проселочным дорогам с обсадкой, с линией связи, а также вдоль линии электропередачи, полосы посадки и других линейных ориентиров, хорошо заметных в темное время суток. Маршрут на карте следует поднимать как можно ярче, чтобы он был виден и при слабом освещении. В качестве ориентиров желательно выбирать местные предметы, расположенные в непосредственной близости от дороги и хорошо видимые ночью. На участках движения вне дорог и по грунтовым дорогам, вдоль которых нет линейных ориентиров, хорошо видимых ночью, нужно определить азимуты и подписать их на карте.

При подготовке к ночному ориентированию необходимо тщательно изучить маршрут, чтобы знать на память его начертания, характер дорог по участкам, контрольные ориентиры, особенно на основных поворотах и в местах перехода маршрута с одного класса дороги на другой. Для самоконтроля рекомендуется вычертить на чистом листе бумаги схему местности вдоль маршрута по памяти.

Действия в пути при выдерживании маршрута ночью аналогичны действиям в светлое время суток. В пути нужно как можно реже обращаться к карте, так как при переводе глаз от карты к местности требуется некоторое время для адаптации глаз к темноте. При движении по грунтовым дорогам, плохо заметным на местности, следует осуществлять контроль азимутами.

Для ориентирования ночью нужно:

– выбирать ориентиры с учетом их лучшей видимости при том освещении, какое будет применено на марше или без освещения: крупные, светлой окраски, проектирующиеся на небо или на поверхность воды, попадающие в луч света от фар;

– выбирать ориентиры так, чтобы расстояния между ними по возможности были короче расстояний, допускаемых днем;

– подъем маршрута на карте производить утолщенной линией яркого цвета (желтый и оранжевый цвета, плохо видимые при искусственном освещении для подъема маршрута не применять);

– заучивать маршрут движения настолько твердо, чтобы суметь воспроизвести его графически по памяти;

– по возможности в течение 30 мин до начала движения ночью находиться в темноте или в помещении, освещенном красным светом, что обеспечит дополнительную адаптацию глаз;

– при использовании карты в пути для сохранения адаптации использовать красный свет (карманный фонарик с красным светофильтром);

Карта, оборудование дистанций

Для проведения тренировки используется спортивная карта в масштабе 1:10000, сечение рельефа 2,5 м. Последние корректировки карты выполнены в октябре 2021 года. Карта напечатана на бумаге формата A2 и имеет двухстороннюю матовую ламинацию. Символьные легенды КП впечатаны в карту.

Условные знаки карты и символьные легенды КП

Контрольные пункты (КП) оборудованы бело-оранжевой матерчатой призмой стандартного размера со светоотражающей полоской или прямоугольным знаком и станцией электронной отметки. Знак КП закрепляется на высоте 0,5 — 1,5 м на ближайшем к ориентиру объекте (чаще всего — дереве) таким образом, чтобы знак КП был хорошо различим с точки, указанной в легенде. Образец КП будет представлен на старте.

На тренировке будет применяться система электронной отметки Sportiduino v3. Чипы отметки будут выданы всем участникам перед стартом, стоимость аренды чипа включена в стартовый взнос. После финиша чипы обязательно нужно сдать для считывания.

Подробнее про систему отметки.

Условия проведения и правила

К участию в тренировке допускаются все желающие при условии предварительной заявки. Заявка на месте возможна, но стартовый взнос при этом значительно выше.

Участие личное. Совместное прохождение дистанции не запрещено. Но при распределении мест в итоговом зачете результаты каждого участника будут рассматриваться отдельно.

Участники младше 16 лет допускаются к старту только в сопровождении взрослого.

Правилами тренировки установлено доброжелательное отношение участников друг к другу. Взаимопомощь между участниками не запрещена, если того потребуют непредвиденные обстоятельства.

Запрещается обмениваться информацией о дистанции с другими участниками (расположение КП, порядок взятия и т. п.), а также передавать карту или её изображение ещё не стартовавшим участникам.

Запрещается использование средств GPS-навигации на дистанции.

Данное мероприятие не является спортивным соревнованием, а является самостоятельной тренировкой по ориентированию с использованием карты организатора.

Выходя на старт, участник подтверждает свое полное безоговорочное согласие со всеми требованиями данного документа, а также с другими документами, на которые ссылается данный документ.

Участник осведомлён, что предложенная дистанция является потенциально небезопасной, её преодоление связано с повышенными рисками.

Участник ознакомлен с Перечнем опасностей.

Участник, сошедший с дистанции или не достигший финиша по окончании штрафного времени, должен в возможно более короткий срок связаться с организаторами. Организаторы не производят эвакуацию участников.

2.1 Особенности ориентирования в лесу

Основным средством ориентирования
относительно сторон горизонта и 
выдерживания направления движения
в лесу вне дорог является компас.
Вспомогательными способами ориентирования
могут быть: ориентирование по признакам 
местных предметов и по небесным
светилам. 
В лесу в качестве ориентиров используются:

  • просеки, дороги и их пересечения (развилки);
  • реки и ручьи (учитываются направление их течения, характерные изгибы и переправы);
  • ярко выраженные формы рельефа (обрывы, крутые скаты, вершины, курганы, ямы);
  • поляны, вырубки, границы участков редколесья, кустов, гарей;
  • заболоченные участки и др.

При движении в лесу по азимутам
следует учитывать, что возможна
большая ошибка в измерении расстояний.
Ошибка будет тем больше, чем гуще
лес и чем труднее он проходим
(бурелом, густые заросли и другие
препятствия). В труднопроходимом лесу
ошибка может достигать величины,
равной 50% пройденного пути. Расстояние
в этом случае целесообразно определять
по времени, исходя из заранее определенной
средней скорости движения .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: