Сигналы оповещения гражданской обороны: виды и действия населения

1.2 Пожарная тревога

Сигнал оповещения о пожаре используется для информирования каждого работника РЖД, находящегося рядом, о возгорании. Услышав его, они должны принять меры по ликвидации огня или причины задымления.

Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух коротких звуков при обнаружении огня или задымления.

1.3 Воздушная тревога

Данный сигнал применяется в гражданской обороне для информирования о бедствии, способном привести к большому количеству жертв. Сюда, например, относят использование оружия массового поражения, нападение на заводы, железную дорогу, другие важные объекты.

  • на объектах железнодорожного транспорта, расположенных в городахсигнал воздушной тревоги, поданный сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, гудками и свистками локомотивов и других подвижных единиц
  • на объектах железнодорожного транспорта, расположенных вне городов,сигнал воздушной тревоги подается этими же средствами по распоряжению уполномоченных работников владельца инфраструктуры, владельца путей необщего пользования
  • на перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава: ● в воинских поездах – по распоряжению наблюдателя, выделяемого из личного состава перевозимой воинской части● в других поездах – машинистом локомотива, ведущего поезд

При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети (в поездах, на станциях и в других организациях железнодорожного транспорта) оповещение о подаче сигнала воздушной тревоги производится также через эту сеть.

Сигнал «Воздушная тревога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков. 

1.4 Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога»

Химическая (радиационная) опасность связана с угрозой выброса в воздух опасных веществ, из-за чего местность будет заражена. Подобная ситуация может возникнуть в результате террористического акта или аварии на предприятии.

Этот сигнал подается:

на станциях и в других организациях железнодорожного транспорта – частыми ударами в подвешенные металлические предметы

При наличии радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также через эту сеть путем передачи текста указанных сигналов.

1.5 Оповещение об окончании тревоги или миновании угрозы

Оповещение об окончании воздушной тревоги, а также о том, что угроза поражения радиоактивными или отравляющими веществами миновала, происходит разными способами.

Работники транспорта и пассажиры оповещаются:

  • на станциях и в других организациях железнодорожного транспорта – по указанию уполномоченных работников через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, включая посыльных
  • в пассажирских поездах – по указанию начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, которое передается через работников, обслуживающих поезд, и по поездной радиотрансляционной сети
  • в пассажирских и воинских поездах – по указанию начальника эшелона средствами связи эшелона при получении извещения от дежурного по станции (ДСП)
  • в грузопассажирских, почтово-багажных и грузовых поездах – дежурным по станции (ДСП)

2. Специальные указатели

Для ограждения химически/радиационно зараженного участка он обозначается специальными указателями «Заражено».

Эти указатели служат для предупреждения локомотивных бригад и других работников, обслуживающих поезд, о следовании поезда на зараженный участок, а также для предотвращения входа на него людей без индивидуальных средств защиты (противогазов, защитных костюмов и другое). 

Установка указателей

Кроме того, вторые дополнительные указатели «Заражено» устанавливаются с обеих сторон зараженного участка с правой стороны по направлению движения: 

  • на путях общего пользования – на расстоянии 1200 м от первого
  • на путях необщего пользования – на расстоянии «Т» от первого

Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляного полотна или в междупутье. 

Проезд зараженного участка

Перед первым указателем «Заражено», по ходу движения поезда, машинисты всех подвижных составов и единиц обязаны подать сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» и проследовать зараженный участок с установленной скоростью.

При получении уведомления от дежурного по станции (ДСП) о наличии зараженного участка (независимо от того, огражден участок указателями или нет) сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» может быть подан в ином месте, указанным в данном уведомлении. 

Сочетание звуков различной продолжительности

 Звуковые сигналы поездов выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности:

При маневрах применяются звуковые сигналы:Разрешается локомотиву следовать управлением вперед: одним длинным звуком.Разрешается локомотиву следовать управлением назад: двумя длинными звуками.Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива, подтверждающими принятие их к исполнению.

Как используют сигналы машинисты

Звуковые сигналы при движении поездовТри коротких • • • «СтойОдин длинный — «Отправиться поездуТри длинных и один короткий — — — • «Прибытие поезда на станцию не в полном составе

Следование двойной тягой:Один короткий • Требование к машинисту второго локомотива «уменьшить тягуДва коротких • • Требование к машинисту второго локомотива «увеличить тягуДва длинных и два коротких — — • • Требование «Опустить токоприемник.

Звуковые сигналы при движении поездов с подталкивающим локомотивом:Два коротких • • Требование «начать подталкивание— повторяет сигнал машинист подталкивающегоОдин короткий, один длинный и один короткий • — • Требование «прекратить подталкивание, но не отставать от поездаЧетыре длинных — — — — Требование «прекратить подталкивание и возвратиться обратноПри следовании поезда двойной тягой с подталкивающим локомотивом машинист второго локомотива повторяет все сигналы вслед за подачей их с подталкивающего локомотива.

Оповестительный сигнал подается как один длинный свисток — в случаях:приближения поезда к станциям (постам), переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знакам «С», выемкам, кривым участкам пути, тоннелям;при встрече поездов на перегонах: первый сигнал — при приближении к встречному поезду, второй – при подходе к хвостовой части;при приближении к находящимся на пути людям и в других случаях, требующих оповещения о приближении поезда.

Звуковые сигналы при движении поездов

Сигнал бдительности подается одним коротким и одним длинным свистком локомотива• — и периодически повторяется:при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, после стоянки перед ним и при дальнейшем следовании по блок-участку;при подходе к входному светофору с лунно-белым мигающим огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного светофора;при приеме поезда по неправильному пути (при отсутствии входного светофора по этому пути). Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине станции;при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрещающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок-участку.

Сигналы тревоги подаются свистками локомотивов, сиренами, ударами в подвешенные металлические предметы.Сигнал «Общая тревога подается группами из одного длинного и трех коротких звуков:— • • •     — • • •    — • • •    при обнаружении на пути неисправности, угрожающей безопасности движения;при остановке поезда в снежном заносе, при разрыве поезда, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.

Сигнал «Пожарная тревога подается группами из одного длинного и двух коротких звуков:— • •     — • •     — • •    Сигнал общей и пожарной тревоги подаются при необходимости каждым работником железнодорожного транспорта.

Значение звуковых сигналов днем и ночью одно и то же.

День SOS. Mayday (сигнал бедствия)

«May day» дословно переводится с английского как «Майский день». Фраза представляет собой приблизительную английскую транскрипцию французского m’aidez  — сокращённый вариант фразы venez m’aider («придите мне на помощь», «помогите мне»). В стандартном французском ни m’aidez , ни m’aider не используются как призыв о помощи. В случае опасности французы восклицают «À l’aide!» или «Au secours!» .

Mayday был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне . Его попросили предложить сигнал, который было бы трудно перепутать с обычными радиосообщениями и который мог бы быть легко понятен в условиях плохой радиосвязи. Выбор Мокфорда объясняется тем, что большинство полётов из Кройдона в то время осуществлялось в аэропорт Ле Бурже в Париже .

Сигнал Mayday используется в любых ситуациях, которые представляют непосредственную опасность для жизни людей. К таким ситуациям относятся, например, взрыв, пожар, неминуемая угроза затопления судна и т. п. На морском судне он может быть передан только по распоряжению капитана . В ситуациях, которые не несут угрозу жизни, используются другие сигналы.

Mayday может быть передан на любой частоте. Однако существуют частоты, специально предназначенные для передачи сигналов бедствия. Морские спасательные службы и службы управления воздушным движением постоянно прослушивают эти частоты, и обычная радиосвязь на них запрещена, поэтому вероятность того, что сигнал будет принят, выше. На море в различных морских районах плавания для этих целей используются частоты 2182 кГц , 4125 кГц, 6215 кГц, 8291 кГц, 12290 кГц, 16420 кГц, в авиации — 121,5 МГц .

Существую и местные аварийные частоты. Например, 27,065 МГц (9-й канал сетки C СИ-БИ — «аварийный») является частотой бедствия и безопастности. В Московском регионе это Московская служба спасения (позывной «Спасение»).

1 февраля 2009 г. Международная Система Коспас-Сарсат прекратила спутниковую обработку сигналов радиобуев 121,5/243 МГц. Все владельцы радиобуев и их пользователи должны как можно скорее заменить радиобуи 121,5/243 МГц на радиобуи 406 МГц.

Только сигналы от радиобуев 406 МГц засекаются Системой Коспас-Сарсат . Это относится к радиобуям морским (МРБ), авиационным (АРБ) и персональным (ПРБ). В то же самое время другие устройства (например системы выживания, а также передатчики ближнего привода), которые работают на частоте 121,5 МГц и не требуют спутниковой обработки, не затронуты прекращением спутниковой обработки частоты 121,5 Мгц. Решение о прекращении спутниковой обработки частоты 121,5 Мгц было принято в октябре 2000 г. на 25-й сессии Совета Коспас-Сарсат (СКС-25). Если спасательные службы не подтвердили приём сигнала Mayday, любой, кто его слышал, должен повторить его. Таким образом может быть обеспечена помощь тем судам, которые находятся вне пределов прямой радиосвязи со спасательными службами. С 1 января 2005 г. также используется частота 406,025 МГц.

Передача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением . Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.

Подтверждение получения вызова бедствия

Морской район А1 или А2

Действия береговой станции

Подтверждение (acknowledgement of a DSC dis­tress alert) вызова по бедствию в ЦИВе делается только береговой станцией.

После получения вызова бедствия в ЦИВе бере­говая радиостанция должна в течение 2 минут подтвердить его прием при помощи ЦИВ. Передать ин­формацию о полученном вызове бедствия на ближайший СКЦ как можно быстрее. При необходимости дать ретрансляцию в ЦИВе судам, находящимся в этом районе.

Судно, принявшее ретранслированный вызов по бедствию, должно подтвер­дить его прием по радиотелефону береговой станции в следующем формате:

  • MAYDAY;
  • девятизначный идентификатор или название береговой станции, давшей ретрансляцию;
  • THIS IS;
  • девятизначный идентификатор, позывные или другой идентификатор суд­на, принявшего ретранслированный вызов о бедствии;
  • RECEIVED MAYDAY.

Далее судно, давшее это подтверждение, действует по указанию непосредственно СКЦ или береговой станции.

Действия судна, оказавшегося в районе бедствия (рис. 6)

Вахтенный помощник судна, принявшего вызов бедствия в ЦИВе должен:

  • просмотреть формат принятого вызова и записать информацию в вахтен­ный радиожурнал;
  • настроить радиостанцию на соответствующую частоту бедствия (16 канал или 2182 кГц);
  • вызвать капитана и нанести на карту местоположение судна в бедствии.

Если береговая станция в течение 5-ти минут не дала подтверждения в ЦИВе или по радиотелефону, то судно после повторного получения вызова бед­ствия обязано:

  • дать подтверждение бедствующему судну по радиотелефону в следующем формате:
    • MAYDAY;
    • девятизначный идентификатор судна в бедствии, повторенный 3 раза;
    • THIS IS;
    • девятизначный идентификатор (MID), позывные судна, принявшего вы­зов о бедствии, или другой его идентификатор, повторенный 3 раза;
    • RECEIVED MAYDAY
    • прослушать сообщение о бедствии по радиотелефону и установить аварийный радиообмен с судном в бедствии;
    • немедленно ретранслировать сообщение о бедствии любыми средствами связи с тем, чтобы информировать береговую станцию и рядом находящиеся суда;
    • приступить к поисково-спасательной операции.

Рис. 6 Схема действий судна, получившего сигнал бедствия, в районе А1 или А2

Морской район А3 или А4

Судно, получившее вызов бедствия от другого судна в КВ-диапазоне, не долж­но давать подтверждение ни при помощи ЦИВ, ни по радиотелефону, но обязано выполнить следующее (рис. 7):

  1. Проследить передачу береговой станцией ЦИВ – подтверждения на часто­те принятия вызова по бедствию.
  2. Одновременно приготовиться к последующему аварийному обмену по ра­диотелефону (телексу), настроив радиостанцию на соответствующие ча­стоты бедствия в КВ-диапазоне.

Если в течение 5 минут не получено подтверждение в ЦИВе от береговой стан­ции и не установлен радиообмен между береговой станцией и судном, терпящим бедствие, то судно, принявшее вызов бедствия, должно информировать спасатель­но-координационный центр всеми доступными средствами связи.

Подача сигналов бедствия без спецсредств

В случае отсутствия необходимого снаряжения можно всегда прибегнуть к подручным средствам

Здесь особенно важно нестандартное мышление, однако существует «костяк» определенных рекомендаций, поэтому стоит рассмотреть варианты, проверенные временем

Огненные сигналы бедствия

Подобные сигналы следует подавать либо вечером при сумерках, либо ночью. Для этого необходимо собрать большой костер из сухих веток или подпалить высокое дерево. Такой сигнал с большого расстояния будет виден достаточно долго, чтобы его обнаружили. Процесс поджога можно облегчить, если подыскать ствол с дуплом. Главное помнить, что следует выбирать одинокое дерево, дабы не устроить пожар.

Дымовые сигналы бедствия

Сигналы с помощью дыма наиболее эффективны с утра и до самого вечера. Смог может подниматься очень высоко, и поэтому заметен с высоты. Стоит помнить, что желаемый цвет дыма должен максимально выделяться из окружающей среды. Например, ясным днем виднее черный дым (шины, резина), вечером – белый (зеленые листья, мох и сырые поленья).

Световые сигналы бедствия

Даже если под рукой нет зеркала, можно воспользоваться любой полированной поверхностью (стекло, металл). Солнечный «зайчик» в ясную погоду можно увидеть за 60 км на обычной местности, а в пустыне – на 160 км

Важно помнить, что свет нельзя направлять в кабину автомобиля или вертолета более чем 2-3 секунды, иначе возникает риск ослепить водителя\пилота

Теневые сигналы бедствия

При должной сноровке такие знаки могут быть достаточно эффективны – они используются преимущественно в удаленных районах. Плюсом является самодостаточность метода – сооруженная на совесть конструкция больше не будет занимать время создателя. Чем прочнее и заметнее она будет, тем лучше, главное – подобрать наиболее открытое место.

Перечень основных служебных слов, которые применяются при передаче речевых сообщений по радиосвязи и должны быть понятны для персонала службы SAR и использовать­ся им:

— «АФЕРМАТИВ» (AFFIRMATIVE) означает, что переданная лицом информация верна;

— «БРЭЙК» (BREAK) используется для разделения частей сообщения или отделения одного сообщения от другого;

 «ФИГЭРЗ» (FIGURES) произносится непосредственно перед передачей цифр в сообщении;

— «АЙ СПЭЛ» (I SPELL) используется непосредственно перед фонетическим произнесением по буквам, например, имени собственного;

— «НЕГАТИВ» (NEGATIVE) означает: «нет»;

— «АУТ» (OUT) означает конец передачи, когда ответ не ожида­ется или не требуется;

— «ОУВЕР» (OVER) означает конец передачи, когда ожидается незамедлительный ответ;

— «РОУДЖЕР» (ROGER) означает: «я принял ваше сообщение удовлетворительно»;

— «САЙЛЭНС» (SILENCE) произносится трижды и означает: «прекратить немедленно все передачи»;

— «СИ ЛОНС ФИ НИ» (SILENCE FINI) означает, что режим мол­чания аннулируется, и используется для указания конца чрезвычайной ситуации и возобновления нормального режима передач;

— «ЗЫС ИЗ» (THIS IS) произносится перед названием станции или позывного, которые следуют непосредственно за этими словами;

Используемые сигналы

Для оповещения окружающих о пожаре наиболее часто используются звуковые и световые виды.

Звуковые сигналы

Уровень громкости звука при проектировании выбирается в зависимости от типа помещения: в жилом комплексе он должен быть не более 70 дБ, в общественном здании – до 95 дБ, на улице – до 105 дБ. Если на производстве фоновый шум превышает показатель допустимого уровня громкости пожарного извещателя, то он может быть увеличен.

Обычно используется сигнал сирены, представляющий собой три звуковых гудка, длительность пауз между которыми занимает аналогичный промежуток времени. Также могут быть использованы голосовые сообщения о наступившем бедствии.

Световые сигналы

Представляют собой мигающий свет, частота которого не превышает 5 Гц. Взрывозащищенные оповещатели обычно располагают над аварийными выходами. Также принято использовать указательные табло, на которые наносится соответствующая надпись. Они помогают сориентироваться в пространстве и оперативно найти аварийный выход в стрессовой ситуации.

Аварийное освещение выходов и путей эвакуации — принцип действия такой системы оповещения аналогичен указательным табло.

Навигация

Гражданская защита населения

Предупреждение чрезвычайных ситуаций
Памятка гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности
Профилактика детского травматизма зимой
Действия в экстремальных условиях
Действия населения при обнаружении пожара
Правила безопасности людей на воде в осенне-зимний период
Меры предосторожности на льду
Памятка охотникам
Меры предосторожности на воде
Осторожно гололёд
Соблюдайте правила поведения и меры безопасности на льду
Памятка по безопасности на льду
Отдел по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования Ямальский район напоминает о неукоснительном соблюдении мер антитеррористической безопасности

Сигналы бедствия: Способы подачи сигнала о помощи

Portrait of serious middle eastern man in desert at sunset. Sepia toned

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры

Самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время.

Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки.

Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника

Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен.

Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров – гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы

Наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника

Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий

Сигнальное зеркало

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало – гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Международная кодовая таблица

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах – на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов – не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками.

Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование – они должны хорошо выделяться на земной поверхности.

Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

  • «Вас вижу» – вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
  • «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» – полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
  • «Идите в указанном направлении» – полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.
  • «Вас понял» – покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.
  • «Вас не понял» – полет «змейкой» или две красные ракеты.
  • «Обозначьте направление посадки и место приземления» – пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы

Используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак – стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

а – «Место, где прошли»;
б – «Повернуть налево»;
в – «Повернуть направо»;
г – «Осторожно, опасно!»

Дополнительные фразы

Так как трансляция и устранение ситуации Mayday крайне серьезная процедура, береговая охрана имеет в арсенале несколько фраз, которые они часто используют и которые вам надо знать.

SEELONCE MAYDAY (Произносится Силонс Мэйдей) и SEELONCE DISTRESS (Силонс Дистрес)

Эта фраза озночает, что станция контролирующая ситуацию (береговая охрана) требует немедленной тишины в эфире, в связи с сигналом Mayday, от всех станций, кроме контролирующей (береговая охрана, например) и станцией терпящей бедствие. Это касается всех и если вы слышите это сообщение, вы обязаны прекратить трансляцию. Если от вас что-либо потребуется, вас позовут.

SEELONCE FEENEE (Силонс Фини)

Эта фраза означает, что все операции касающиеся полученного сигнала Mayday окончены на этом канале, и возвращается обычный рабочий режим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: