Значение и роль туризма в физическом воспитании, виды простейших туристических соревнований

Слайд 5 Основные этапы детско-юношеских туристских слётов: 2. Туристское многоборье — комплекс технических

этапов, имитирующих преодоление естественных препятствий в походе. Классифицируется по видам туризма (пеший, горный, лыжный, водный и т.п.) Основными видами являются пешеходное и горное турмногоборье. Они схожи между собой и предполагают следующие виды технических этапов:Навыки ориентирования на местности, в команде и поодиночке.Работа с веревками и альпинистским снаряжением, навесные переправы через водные преграды, преодоление скального рельефа, техника работы на льду и склонах, работа в связках.Транспортировка пострадавшего и груза.И все это в любых погодных условиях.

Слайд 18ПОЛОЖЕНИЕ О ТУРИСТСКОМ СЛЁТЕ7. Документация и сроки ее сдачиВ этом разделе

указывается срок подачи предварительной заявки на участие и именной заявки на команду. Здесь же должны быть указаны, при необходимости, требования по предоставлению других документов: паспортов участников или свидетельств о рождении, справок из образовательного учреждения, копий приказа о направлении команды, командировочных удостоверений руководителей.8. Условия приема участниковВ разделе следует разъяснить условия размещения участников (особенно если планируются полевые условия), приготовления пищи (на костре или на примусах), а также перечень снаряжения или оборудования, необходимого для участия в соревнованиях и конкурсах, наличие медицинских допусков. В случае предоставления судейского снаряжения это должно быть оговорено в положении.9. Условия финансированияУказывается, какие расходы несут организаторы соревнований и командирующие команды организации. Этот раздел является основой для материального обеспечения команд, поэтому должны быть указаны все виды расходов: питание в пути и на соревнованиях, проезд, суточные руководителям, оплата провоза багажа, стартовая плата и другие.

Слайд 10Личное снаряжение для Турслёта Рюкзак 50-70 л. (девушкам), 70 — 100

л. (молодым людям) желательно с накидкой Коврик пенополиуретановый (пенка) Спальник (темп. комфорта до — 5 гр.) Палатка/место в палатке (Лёша, Света (2 шт.), Антон) КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) Фонарь налобный (!) + доп. комплект батареек к нему Сидушка пенополиуретановая (присесть на камешек) Ветровлагозащитная куртка с капюшоном Демисезонная куртка (синтепоновая, пуховый жилет) Ветрозащитные штаны (лучше)/джинсы (хуже) — 2 пары. Плащ Шапка (закрывающая уши) Флиска/свитер — 1 Термобельё лёгкое/рейтузы + тельник — 1 компл. Носки шерстяные — 1 пара Треккинговые носки (по возможности) — 2 пары Носки х/б – 1-2 пары/3-4 пары (если нет треккинговых) Нижнее бельё Футболка — 1 шт. Треккинговые ботинки / резиновые сапоги — 1 пара Кроссовки (которые не жалко) — 1 пара Гамаши (по желанию и по возможности) Перчатки рабочие (огородные) — 1 пара Гигиенические принадлежности Любимые лекарства Документы: 1) Паспорт, 2) Медполис, 3) Студенческий билет Телефон Компас (у кого нет, можно попросить на кафедре) Термос чая Мамин завтрак (а также обед) ЗАПАС БОДРОСТИ!

Слайд 17ПОЛОЖЕНИЕ О ТУРИСТСКОМ СЛЁТЕ4. Участники соревнованийВ этом разделе определяются команды, их

возрастной и количественный состав, уровень туристской подготовки. При участии в соревнованиях нескольких возрастных групп необходимо указать, что переход в старшую возрастную группу возможен только при наличии специального допуска врача и тренера. На школьных и районных соревнованиях возрастные группы чаще всего комплектуются по классам — учащиеся 5-6, 7-8 классов и т.д. На соревнованиях более высокого ранга группы комплектуются из участников определенных годов рождения (могут быть группы 14-15 лет, 15-16 лет и т.п.)5. Программа соревнованийУточняются соревновательная и конкурсная программы, даются характеристики дистанций, количественный состав команды для участия в каждом виде. Желательно конкретно указать распределение видов по дням.6. Определение результатов и награждениеВ этом разделе по каждому виду программы формулируются принципы распределения мест и зачетных очков, причем это должно делаться в соответствии с правилами. Обязательно оговаривается система определения мест в комплексном зачете, при этом указывается, какому виду дается преимущество в случае равенства мест-очков. Указывается, какими наградами будут отмечаться команды-призеры, а также отдельные участники.

Пешеходный туризм.

 Занятия туризмом способствуют укреплению физического здоровья ребенка, являются лучшей пропагандой здорового образа жизни, формированию устойчивого неприятия вредных привычек, поэтому основные занятия – это практика – походы, путешествия, соревнования, слеты, учебно-тренировочные сборы.

            Овладение основами туризма дает возможность каждому ребенку перейти на качественно новый уровень – пониманию законов природы, раскрытию собственных способностей, вырабатывает умения и навыки выживания в природной среде. Туризм обладает большим воспитательным потенциалом. В процессе занятий у ребят воспитываются целеустремленность, ответственность, трудолюбие взаимовыручка, сила воли.

             Туристско-краеведческая направленность в МБУ ДО «Станция юных туристов» представлена деятельностью педагогов, работающих по следующим программам дополнительного образования:
— «Начальная туристская подготовка»,

— «Юные туристы»,

— «Пешеходный туризм»,

— «Туризм».

  Данные программы  направлены на решение следующих задач:
  — создание оптимальных условий для развития физических, духовных, морально-волевых качеств личности ребенка, социальной адаптации через туристскую деятельность;
  — пропаганда активного туризма и приобщение детей к здоровому образу жизни;
  — формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  — обеспечение участия обучающихся в организации и проведении туристских соревнований.

  Соревнования, походы выходного дня, летний полевой лагерь, путешествия по родному краю и за его пределы, практические занятия на местности и в помещении, учебно-тренировочные занятия — таковы формы работы педагогов этой направленности, с помощью которых объединяются ребята разного возраста и разных интересов в единый сплочённый коллектив.
  Соревнования и туристский поход — дело коллективное, где каждый участник выполняет свои обязанности, вносит свой вклад в общую, коллективную деятельность. Когда коллектив стремиться к достижению единой цели, когда от вклада каждого участника зависит общий успех, создаются благоприятные условия для формирования его единства и в то же время для яркого проявления личности.

Районные туристские мероприятия, проводимые Станцией юных туристов, способствуют развитию у учащихся высоких морально-волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручки. Формируются такие черты характера, как самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам

Участие в различных соревнованиях воспитывает находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, умение сосредоточить внимание в экстремальных ситуациях, максимально скоординировать знания, силы и возможности, согласно техническим условиям безопасности, а также способствует приобретению расширенных знаний об окружающем мире, по экологии и охране природы, по истории, культуре народов малой родины и страны в целом

  Туристские соревнования учащихся — это одна из важных форм подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению безаварийных туристских походов и путешествий.
  Для ребят, занимающихся пешеходным туризмом  традиционными являются районные соревнования «Открытие туристского сезона», «Закрытие туристского сезона», районный  поход «Вахта Памяти», открытые районные соревнования по спортивному туризму на Кубок Героев Отечества им.Ю.И.Талалакина.  Участвуя в соревнованиях и туристских походах, обучающиеся имеют возможность совершенствовать туристское мастерство, выполнять нормативы для  получения значков «Юный турист» и «Турист России», спортивных разрядов.

Слайд 16Место проведенияПри выборе места соревнований необходимо наличие следующих факторов: Поляны

или редкого леса (ровный участок) для постановки лагеря, торжественных церемоний, проведения различных спортивных мероприятий; Реки или ручья, других источников воды для приготовления пищи, мытья посуды; Дороги для завоза на поляну продуктов и дров, заезда машины «скорой помощи» и другого транспорта; Дров для приготовления пищи на кострах; Картографического материала для подготовки и проведения соревнований.Если такое место есть на примете, организаторы с представителями главной судейской коллегии должны выехать в район соревнований, уточнить все организационные моменты, сделать предварительную планировку поляны, узнать, кто является землепользователем данного участка, повстречаться с лесниками (при заготовке дров использовать сухостой и поваленные деревья). Если место новое, необходимо получить письменное согласие местных органов власти на проведение в данном районе соревнований. На соревнованиях школьников районного масштаба и выше (более 100 чел) — это обязательное условие, так как к их проведению привлекаются многие организации: органы здравоохранения, внутренних дел, лесного хозяйства и другие, для которых обязательным является решение администрации. Организаторы обязаны предусмотреть возможность плохой погоды, когда при затяжных дождях резко меняется проходимость дорог, а вероятность срочной эвакуации участников возрастает.Наиболее удобен такой вариант, когда есть 2-3 традиционных места, которые используются для проведения соревнований школьников поочередно.Для лагеря участников, как правило, выбирают поляну или участок редкого леса на берегу реки или ручья, где можно компактно разместить все палатки. Каждой команде следует отвести небольшой участок для костра. Костры должны располагаться так, чтобы не возникла угроза возгорания леса. Судейский лагерь рекомендуется организовать несколько в стороне, так как по роду своей деятельности судьи могут работать и ночью, нарушая тем основной режим в лагере.При выборе места необходимо проверить качество воды, возможность использования ее для питья. Определяются места забора воды, мытья посуды, купания, они оборудуются соответствующим образом — мостками, ступеньками, указателями, ограждениями. Традиционный общий костер на соревнованиях должен располагаться не ближе 50 метров от кромки леса, площадка под костер должна быть оборудована следующим образом: в центре снят дерн, на расстоянии 1-1,5 метра от огня делается полоса земли шириной 60-80 см, чтобы не загорелась трава вокруг.При постановке дистанций соревнований судейская коллегия также должна помнить об охране природы — снимать после соревнований маркировку и увозить/закапывать мусор.

Слайд 13ПОЛОЖЕНИЕ О ТУРИСТСКОМ СЛЁТЕОсновным документом, регламентирующим проведение слета или соревнований, является

положение

Очень важно, чтобы положение было готово заблаговременно, так как команды, готовящиеся к участию в соревнованиях, должны знать, что их ожидает. При разработке положения и программы надо исходить из конкретных целей, задач и возможностей проводящей организации и уровня подготовки участников

Нельзя слепо переносить программу и условия областных соревнований на школьные, ведь организационные, судейские, материальные возможности различны, тем более, несопоставим опыт их участников. Положение об областном, городском слете или соревнованиях должно быть направлено в организации не позднее, чем за два месяца до их начала. Положение должно освещать следующие вопросы:

Слайд 12Подготовка туристских слетов и соревнований учащихся Туристские слёты и соревнования, как

правило, проводятся в несколько этапов:Первый этап — туристские слеты и соревнования в учреждении образования (как правило проводятся осенью)Второй этап – районные и городские слеты (в конце года, как правило в мае) Третий этап — областные, краевые (чаще май-июнь)На четвертом этапе проводятся республиканские слеты или соревнования. Поэтому задолго до начала слета или соревнований вопрос об их проведении включается в планы работы образовательного учреждения, органов образования, что позволяет заблаговременно решить все вопросы их подготовки и проведения.В школьном турклубе разрабатывается подробный план организации и проведения слёта (файл Word)

Слайд 19ПОЛОЖЕНИЕ О ТУРИСТСКОМ СЛЁТЕТак как в положении трудно подробно осветить порядок

проведения и особенности видов соревнований, к положению рекомендуется добавить условия проведения каждого вида соревнования, в которых оговаривается порядок организации, количество этапов, длина дистанции, действия участников, необходимое снаряжение, система судейства, подведение итогов. Можно сообщить, что перечень этих этапов примерный, возможны изменения, которые будут доведены до сведения участников на месте. Подробно разработанные условия помогут командам в подготовке к соревнованиям, облегчат работу судьям, которые таким образом получают техническое задание, исключат различные толкования спорных случаев участниками и судьями. Условия лучше выслать вместе с положением, но если по разным причинам сделать это не удастся, то разослать позже, но желательно до первого совещания с представителями, чтобы снять вопросы, которые могут возникнуть вследствие неясностей в положении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: