Что такое прилив и отлив? особенности, описание и интересные факты

Что вызывает приливы и отливы

Главные причины образования приливов и отливов:

  • гравитационное воздействие Луны (в большей степени);
  • воздействие Солнца (в меньшей степени).

Воздействие Луны

Земля и Луна пребывают в непрерывной связи согласно закону всемирного тяготения. Планета притягивает спутник, но и Луна влияет на планету. Благодаря такой связи, сохраняется определенное расстояние между орбитами космических объектов. Земля и Луна при движении то приближаются друг к другу, то отдаляются.

Когда спутник приближается к планете, планетарная кора изгибается в сторону объекта притяжения. Из-за этого воды Мирового океана смещаются, поднимаются над планетарной поверхностью. Но куда уходит вода во время отлива, когда Луна отдаляется? Водная масса не исчезает, она возвращается в исходное положение. То есть на планете вода постоянно перемещается с места на место.

Влияние Луны на гидросферу Земли

Причем приливы в аналогичное время происходят и на противоположной к Луне стороне Земли. Но если в первом случае вспучивание земной коры и подъем воды обусловлены прямым притяжением спутника, то на противоположной стороне явление вызвано снижением притяжения. То есть земная кора оседает, и освободившееся пространство заполняется водой.

В астрономии считается, что приливные волны влияют на скорость движения Земли. Они создают течения, а те движутся, испытывая сопротивление земной коры. В результате планета постепенно замедляется. Несколько миллиардов лет назад земные сутки длились 22 часа. В далеком будущем Земля замедлится настолько, что ее сутки синхронизируются с лунными, и тогда приливно-отливные явления исчезнут.

Воздействие Солнца

Гравитационное воздействие Солнца на Землю не так выражено, как лунное. Звезда как притягивающий объект гораздо крупнее Луны, но находится на значительном расстоянии от планеты. Поэтому солнечная приливная амплитуда меньше в 2 раза, чем лунная.

При полнолунии и новолунии три космических тела (Солнце, Луна, Земля) выстраиваются в линию. В результате солнечная амплитуда накладывается на лунную, отмечаются максимальные колебания воды – сизигийные.

Минимальный по силе прилив наблюдается при действии сил Луны и Солнца под прямым углом друг к другу. Он носит название квадратурный.

Прилив — союзник богатых, отлив — друг бедняков

Низменные берега всех открытых морей и
океанов дважды в сутки покрываются водою и
дважды в сутки обнажаются. Во время прилива море
как бы наступает на сушу. Все потоки, несшиеся до
того с такой быстротой в море, в эту минуту
обращаются в спокойные озера. Но скоро приливная
вода начинает во’ды суши гнать назад.
Встретившиеся течения с суши и моря вступают в
борьбу и образуют во многих местах водовороты.
Все протоки и каналы наполняются водою, мелкие
ручейки обращаются в большие реки, ничтожные
тинистые бухточки превращаются в глубокие
гавани, песчаные отмели скрылись под водою, и там,
где час тому назад бродили люди в поисках за
раковинами и пробирался пешеход, теперь бушует
море и корабли на всех парусах несутся в глубь
материка. Все суда, оставшиеся во время отлива на
песчаных берегах и грустно склонившиеся на бок,
понемногу выпрямляются и поднимаются, как бедные
больные, вынесенные на свежий воздух. Наконец они
совершенно отделяются от клейкого морского дна
и, гордо покачиваясь, с распущенными парусами
уходят в море, к местам своего назначения. На всех
берегах идет оживленная работа; все судохозяева
спешат воспользоваться временем прилива и
отправить свои суда в далекие страны. Но прошло
шесть часов — и море начинает отступать. Все
внутренние воды приходят в движение, они бегут по
всем каналам, рекам, речкам и протокам прибрежья,
точно ручьи по городским улицам после сильного
дождя. Из моря постепенно вырастает суша и на
глазах у всех увеличивается в объеме. В одном
месте остров окаймляется быстро растущим
песчаным поясом, в другом скрытый до того под
водою перешеек выступает наружу и соединяет
остров с материком. Под конец речки и мелкие
потоки иссякают, рвы обнажаются, глубокие озера
обращаются в болота и все прибрежье представляет
уже совершенно иную картину, чем во время
прилива. Здесь лежит, склонившись на бок,
оставшееся на берегу судно, там на обнаженной
песчаной отмели собралось все нищенствующее
население города. Старики, женщины и дети в
рубищах разбрелись по берегу и усердно
занимаются сбором раковин, крабов и других
полезных предметов, которые оставило им
отступившее море. Прилив — союзник богатых,
отлив — друг бедняков. Но он много пользы
приносит и человеческой любознательности. Во
время отлива человеку становятся доступными
многие тайны моря. Морские чудовища и
хорошенькие раковины, кораллы, редкие рыбы и
разные травы, живущие в морских глубинах и
принесенные к берегам во время прилива, теперь
лежат на солнечном свете и делаются добычей
любознательного натуралиста. Даже воздух
оглашается криками птиц, слетающихся отовсюду к
морским берегам во время отлива, и они находят
себе обильную пищу на песчаных отмелях.
Поморники, чайки, кулики, аисты летают и ходят по
берегу и охотятся за мелкими морскими животными,
зорко высматривая даже самого маленького
червячка. Но вот опять проходят шесть часов — и
все изменяется. Птицы отлетают на высокие скалы и
там спокойно устраиваются на все время прилива
переваривать свой сытный обед. Люди, искавшие
крабов и раковин, рыбаки и весь гуляющий по
берегу народ поспешно удаляется с отмелей, и море
снова вступает в свои владения.

А. ВОРОНЕЦКИЙ.
Географическая хрестоматия. 1888

Посадка на мель

Для увеличения крена судна, севшего на илистое или песчаное дно, нужно бросить якорь с тузика на некотором расстоянии от яхты. К якорю следует прикрепить фал, а потом натянуть его лебедкой. Топ мачты наклонится, что приведет к большему крену.

Судно садится на мель. Это почти так же неизбежно, как пустой бак в автомобиле. Для парусных плоскодонок, трейлерных яхт и катамаранов обычно это не связано с трудностями, в то время как для яхт с фиксированным килем проблемы могут быть существенными. Первая и главная среди них — это повреждения киля или конструкции корпуса, которые могут быть вызваны ударом о морское дно; кроме того, возникает проблема снятия с мели, что может привести к повреждению обшивки корпуса или удару о корпус, если лодка снимается с мели с помощью буксира.

Хуже всего, если яхта села на мель во время отлива, потому что, если вода спадет сильно, судно ляжет на борт и заполнится водой до того, как начнется следующий прилив и можно будет возобновить движение.

Когда яхта садится на мягкое илистое или песчаное дно, серьезных проблем это не вызывает. В данном случае нужно немедленно спустить паруса, чтобы лодка не зарывалась в грунт глубже, и включить задний ход двигателя. Если это не помогает, команда должна переместиться на один борт, иногда даже повиснуть на гике, чтобы наклонить яхту как можно сильнее. Таким образом используется остойчивость корпуса, это помогает поднять киль со дна.

Если вы понимаете, что посадки на мель избежать не удастся, сделайте все возможное, чтобы удержать яхту в вертикальном положении во время отлива. В противном случае она может быть затоплена во время следующего прилива.

Если судно по-прежнему остается на мели, следует усилить крен. Для этого можно привязать фал к подходящему дереву или скале на берегу или бросить якорь на некотором расстоянии от лодки и привязать фал к нему. Когда фал натянется с помощью лебедки, он потащит топ мачты вниз и наклонит яхту еще больше. Если эта процедура также не поможет, ситуацию придется признать серьезной. Вероятно, потребуется помощь извне, чтобы снять судно с мели на буксире. К сожалению, помощь приходит не всегда, в лучшем случае ее придется подождать.

Самое главное во время отлива — удержать судно в нормальном, вертикальном, положении. Этого можно добиться, поддерживая корпус с помощью любых имеющихся подпорок или частей рангоута, например спинакер-гика. Эти предметы нужно воткнуть в морское дно и прикрепить к планширю на бортах, тогда появляется шанс удержать яхту в нормальном положении при падении уровня воды, при условии, что самодельные опоры не сломаются под весом судна.

На килевых яхтах, часто плавающих в местах с высокими приливами, для этой цели обычно держат несколько опор. Если подпорки и не решат проблему снятия лодки с мели, то, по крайней мере, не дадут ей опрокинуться на бок и заполниться водой во время следующего прилива, который, можно надеяться, будет достаточно высоким, тогда ее удастся снять с мели. (Не забудьте закрыть кингстоны и водостоки, чтобы прибывающая вода не затопила корпус.)

Если корма судна сидит в воде глубже, чем нос, иногда смещение веса к носу помогает освободить киль. Подвесить груз на ноке гика или попросить одного члена команды забраться туда — это один из способов создания крена яхты, достаточного, чтобы она смогла освободиться и плыть.
Яхту, наклонившуюся в сторону моря, затопит во время следующего прилива. Лодка наклонена так, что каюта обращена в противоположную от следующего прилива сторону.

*******

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Потеря мачты

Когда не выдерживает такелаж и мачта падает за борт, лодка лишается основного источника энергии движения. Для большинства крупных яхт это означает, что пора включать мотор, а на швертботах и других маленьких лодках — доставать весла. В укрытых водоемах потеря мачты обычно не бывает очень серьезным событием, хотя возвращаться в яхт-клуб на лодке, у которой на палубе ничего нет, неприятно! Часто это происходит на глазах у посторонних, что, разумеется, вызывает неловкость. Однако потеря мачты в открытом океане — это другое дело. Если это случается за пределами зоны действия спасательных служб и по той или иной причине нельзя использовать мотор, не остается ничего другого, как идти домой под аварийной оснасткой.

В любом случае самым важным делом является поднятие мачты и такелажа на борт из воды, если это невозможно, их следует обрубить. Лодка не будет двигаться вперед, когда мачта и такелаж тянутся следом по воде, даже если включить мотор или работать веслами. На маленьких лодках обломки обычно удается поднять на борт, они достаточно легки и невелики, а на больших, возможно, понадобится обрубить их, чтобы они не попали под винт. Постарайтесь оставить рангоут разумной длины, включая сломанную мачту, — он может понадобиться для изготовления аварийной оснастки.

Вряд ли стоит напоминать, что на океанской яхте в ящике для инструментов должны лежать плоскогубцы, пила и топор.

Аварийная оснастка

Когда случается худшее и вы теряете мачту, вам потребуется проявить изобретательность и практическую смекалку, чтобы вернуться в порт под аварийной оснасткой.

Если на борту сохранилась значительная часть мачты, то можно сделать временную оснастку с нормальными парусами, хотя и меньшего размера. Тогда яхта сможет двигаться при попутном ветре и даже, может быть, против ветра. Но если от мачты остался только пенек, придется делать аварийный такелаж из рангоута, оставшегося на борту. Как правило, такая оснастка позволяет двигаться только курсом бакштаг или фордевинд.

Аварийный такелаж — это лучшее из того, что осталось от первоначальной оснастки. Можно использовать остатки прежней мачты, спинакер-гик или гики, если они не повреждены. Самый длинный обломок надо привязать к пеньку от мачты, его будут поддерживать ванты, срезанные с исходного стоячего такелажа. Паруса тоже, наверное, придется сложить или разрезать для соответствия аварийному варианту.

Ключевая идея переоснастки яхты, потерявшей мачту, состоит в использовании всего, что есть на борту, с одной целью — заставить яхту снова двигаться.

Что такое приливы и отливы

Явление изменения уровня воды в море или океане наблюдается в разных уголках земного шара.

Цикл выглядит следующим образом:

  • «полная вода» – происходит прилив, достигающий пикового значения;
  • уровень воды удерживается;
  • «малая вода» – начинается отлив, достигающий минимального уровня.

Периодичность настолько стабильная, что люди научились предвидеть время прихода «часа пик» и использовать его с пользой. Высота уровня воды зависит от типа рельефа местности. Там, где берега пологие, прилив не так заметен, как вблизи скалистых прибрежных территорий. Даже визуально определяется подъем уровня воды, измеряющийся несколькими метрами.

Но не везде приливно-отливный цикл заметен глазу. Жители Черноморского и Средиземноморского побережья его почти не ощущают. В других местах притяжение Луны способно почти полностью на время осушить акваторию.

Самые высокие приливы регулярно фиксируются в северо-американском заливе Фанди – до 19 метров и в заливах Бретани в Европе – до 14 метров.

Приливные волны, заходя в русла рек, способны вызывать сильнейшие разрушения. Их формы, типы и размеры варьируются. Угроза возникает, когда отлив встречается с приливом в узком канале реки. Высокий морской прилив формирует турбулентный волновой фронт и поднимается волна, способная разрушить все на своем пути. Самое ужасающее явление наблюдается на реке Цаньтан в Китае – высота волны превышает 9 метров.

Причина приливов и отливов

Здесь оказывают влияние два главных фактора:

  • гравитационное воздействие спутника Земли (наибольший процент влияния);
  • воздействие Солнца (значительно меньший процент влияния).

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Воздействие Луны

Земля и её спутник — Луна неразрывно связаны друг с другом. Они оказывают друг на друга значительное влияние. Именно благодаря этой связи сохраняется определённое расстояние между орбитами этих космических тел. Планета и спутник стремительно приближаются друг к другу и также стремительно друг от друга отдаляются.

Во время приближения Луны к Земле, планетарная кора последней как бы выгибается в сторону объекта, который к ней притягивается. Именно по этой причине воды Мирового океана начинают смещаться, поднимаются над поверхностью планеты.

Интересно, что приливы в то же время происходят и на противоположной к Луне стороне Земли. И если в первом случае планетарная кора выгибается, что объясняет подъём водного пространства при притяжении спутника, то с противоположной стороны это же явление вызывается снижением силы притяжения. То есть там кора как бы оседает, а свободное пространство заполняется водой.

Так как оборот спутника Земли вокруг планеты составляет чуть больше 24 часов, то каждые последующие сутки время наступления прилива и отлива будет отодвигаться на 50 минут. Волна, которая движется со скоростью 1600 км/ч, будет «гнаться» за спутником, смещаясь за планетарные сутки на 13°.

В астрономии принято считать, что приливные волны оказывают влияние на скорость движения Земли. Они формируют течения, а те, в свою очередь, движутся, подвергая испытаниям силу сопротивления земной коры. Это замедляет планету.

Ещё каких-то несколько миллиардов лет назад земные сутки составляли 22 часа, поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что в будущем Земля замедлится настолько, что её сутки полностью синхронизируются с лунными сутками, а приливно-отливные процессы прекратят существовать.

Воздействие Солнца

Солнце оказывает только небольшое воздействие на приливные силы. Оно находится на значительном расстоянии от планеты и её спутника (почти в 400 раз дальше от Земли, чем Луна).

Во время полнолуния и новолуния сразу три косметических тела (Луна, Солнце и Земля) выстраиваются в линию. В результате таких перемещений солнечная амплитуда накладывается поверх лунной, это приводит к выраженным (максимальным) колебаниям воды. Их называют сизигийными. А минимальный прилив наблюдается тогда, когда действие сил Луны и Солнца находится под прямым углом. Такое явление называется квадратурным приливом.

Какую роль играют приливы и отливы?

Что такое приливы и отливы, мы разобрали. Какова их роль в жизни человека? Эти природные явления обладают титанической силой, которую в настоящее время, к сожалению, используют мало. Хотя первые попытки в этом направлении были предприняты еще в середине прошлого столетия. В разных странах мира стали сооружать гидроэлектростанции, использующие силу приливной волны, но их пока очень мало.

Значение приливов огромно и для судоходства. Именно во время их образования суда заходят в реку на много километров вверх по течению для выгрузки товаров

Поэтому очень важно знать, когда эти явления произойдут, для чего составляются специальные таблицы. Капитаны судов по ним определяют точное время наступления приливов и их высоту

Приливы и отливы на Земле

В течение суток вода то отступает от берега, обнажая морское дно, то возвращается. Такое регулярное колебание уровня воды в течение суток принято называть приливами и отливами. Это вертикальные движения водных масс.

Рис. 1. Участок во время прилива и отлива.

Такие явления распространяются на всю земную поверхность, а не только на водную акваторию. На суше колебания ничтожны. В океане высота приливной волны — около 1,2 метра. Наиболее заметно движение воды в прибрежных зонах.

В замкнутых водоёмах приливно-отливные явления незначительны. Например, во внутренних морях России: Чёрном, Каспийском и Балтийском.

Не только связь с океанами влияет на высоту прилива. Причиной, от чего зависит уровень подъёма воды, является сужение водной акватории. Так, в узких заливах морей наблюдаются самые интенсивные приливные явления.

Самые высокие приливы бывают в заливе Фанди, у восточных берегов Канады. В России можно наблюдать максимальную высоту прилива 12,9 метра в прибрежной зоне Охотского моря.

Рис. 2. Районы, где бывают приливы.

Виды и классификация

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

  • кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
  • авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажирского — 12 часов);
  • аварийное происшествие – меньшая по продолжительности авария;
  • катастрофа – кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой гибель людей.

Все возникающие аварии в зависимости от повреждений делятся на несколько основных групп:

  1. Нарушения целостности корпуса судна, возникающие в результате столкновений с природными объектами или другим транспортом.
  2. Значительные разрушения в результате взрыва или пожара (терроризм, нарушение правил пожарной безопасности).
  3. Потеря плавающим средством остойчивости (способность судна сохранять равновесие даже при сильном воздействии внешних сил).
  4. Поломки механизмов или оборудования.

Переливы

На Курильской гряде тридцать шесть
островов. Семнадцать главных проливов служат
воротами из Охотского моря в Тихий океан.

Курильские проливы — это тоже одно из
чудес природы. Два великана-соседа сталкиваются
и спорят в этих воротах.

Приливы и отливы происходят в океане и
в Охотском море неодновременно и неравномерно. В
океане уже наступил прилив, а в Охотском море еще
нет. И вот избыток океанской воды устремляется в
соседнее море… Проливы превращаются в мощные
реки, вода в которых движется со скоростью
четырех, шести и даже десяти километров в час.

Наступает отлив, убывает вода в океане,
и теперь через проливы в океан мчатся реки лишней
воды из моря.

В старину русские мореходы называли
приливы «переливами»; проходы между Курильскими
островами — это настоящие переливы, каналы, по
которым ежесуточно переливаются туда и обратно
многие миллионы тонн соленой морской и океанской
воды.

Приливно-отливные токи немало мешают
плавать в проливах даже самым большим судам.
Корабль сносится с курса, начинает блуждать, а в
тумане таятся опасности: рифы, утесы…

У гребных суденышек был в проливах и
более опасный враг: так называемая толчея’, или
суло’и. Это причудливое явление возникает при
резкой смене приливных течений отливными, при
встрече двух противоположно направленных струй.
Сулои — это как бы стоячие всплески
сталкивающихся волн. Они появляются даже среди
спокойного моря, не рядами, а поодиночке, точно
выталкиваемые снизу вверх. При ветрах, встречных
течению, высота этих водяных гор достигает
четырех-шести метров.

Разновидности

Приливно-отливные циклы принято разделять по длительности:

  1. Полусуточные (касаются Атлантического океана, морей Северного Ледовитого океана). За сутки происходят 2 прилива и отлива. Амплитуды чередуются, но практически не различаются, поэтому представляются синусоидальной кривой.
  2. Суточные (относятся к Тихому океану). Эти процессы фиксируются редко. В сутки происходит один прилив и один отлив. Однако если Луна располагается на линии экватора, то водные массы вообще стоят на месте. Если спутник Земли несколько склоняется, то в зоне экватора будут наблюдаться лишь небольшие приливы. Но вот если склонение значительное, то в тропических областях будут наблюдаться сильные подъёмы воды.
  3. Смешанные (относятся к Тихому океану). В данном случае по высоте фиксируются лишь суточные или полусуточные явления, имеющие искажённую конфигурацию. За половину суток уровень водного пространства изменяется в соответствии с полусуточными приливами, а за полные сутки — с суточными. На процесс оказывает влияние степень склонения Луны в определённый промежуток времени.
  4. Аномальные (относятся к Белому морю и Английскому каналу). Уровень воды поднимается и снижается, не попадая ни под одну и описанных выше классификационных категорий. Это связано с обилием мелководных участков, которые влияют на состояние речных устьев. Там приливы значительно короче отливов.

Неизбежен час прилива

Ты видел ли, как в час отлива,
Великой жаждой обуян,
Свои же собственные волны
Заглатывает океан.

И кажется, исчезнет вовсе,
Не возвратится никогда
Катящаяся в час отлива
Неудержимая вода.

Что остается? Только лужи,
Все в водорослях по краям!
И замечал ли ты, блуждая
По скользкой гальке возле ям,

Что в них и панцири омаров
И лапы ржавых якорей,
Как затонувшие доспехи
Исчезнувших богатырей.

Но неизбежен час прилива,
Чтоб снова из бездонной мглы
Обрушились на плоский берег
Тяжеловесные валы.

О, солнце там на пенных гривах!
Не видишь разве? Вот оно,
Как будто бы на бурных нивах
Бушует зрелое зерно!

Леонид МАРТЫНОВ.
Из сборника «Первородство». 1965

Заголовок

Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом. Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен.Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом.

Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом. Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен.Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом.Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом. Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен.Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом.

Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом. Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен.Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом.

Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом. Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен.Произвольный текст, который дает понять посетителю сайта, какую информацию данный блок содержит и чем будет полезен. Данную область можно редактировать через систему управления сайтом.

Что такое прилив и отлив

Прилив и отлив – изменение уровня воды в Мировом океане, вызванное влиянием на планету Луны и Солнца.

Механизм приливно-отливного процесса следующий:

  1. Вода постепенно поднимается, достигает пикового значения, называемого «полной водой».
  2. Уровень держится некоторое время, затем начинает опускаться.
  3. Опускание длится около 6 часов. Минимальный уровень называется «малой водой».

Средняя продолжительность цикла – 12-13 часов. Из-за вращения Земли процесс имеет определенную периодичность, отмечается 2 раза в сутки. Вертикальный промежуток между уровнями «полной» и «малой воды» – это приливная амплитуда.

Также высота прилива определятся особенностями рельефа берегов. Если участок суши воронкообразной формы, то при движении приливной волны берег сжимается. В итоге уровень воды становится выше, чем на соседних участках суши, имеющих другую форму. Так, из мест самых высоких приливов следует назвать:

  • североамериканский залив Фанди (отметки воды – до 19 м).
  • заливы Бретани в Европе (приливные волны до 14 м).

Статистика

По статистике самым безопасным видом транспорта признан железнодорожный транспорт. На 2 месте по безопасности самолеты. Самым опасным транспортом признаны мотоциклы и мопеды (на их долю приходится 20% смертей на дорогах). Остальные сведения статистики представлены на диаграмме:

Количество смертей на транспорте

Сегодня более 60% мирового грузооборота совершается по морю. Морские просторы по приблизительным расчетам бороздят более 60 тыс. судов, рассчитанных на перевозку крупных грузов, а также чуть более 20 млн. мелких судов, выполняющих разнообразные цели (прогулочные катера, парусные яхты, лодки). Каждый день в акваториях пребывают 30 тыс. судов, а общая численность экипажей на них превышает 1 млн человек.

Статистика аварий водного транспорта по данным Регистра судоходства Ллойда, содержит информацию касательно ежегодной гибели 300–400 судов и авариях на 8 тыс. суден. Количество человеческих жертв также ужасает. Ежегодно при крушениях водного транспорта погибают свыше 200 тыс. человек по всему миру. Крупнейшие катастрофы за 2002–2016 годы в мире:

Причины посадки судна на мель

Среди навигационных аварий посадка на мель (рис. 1) стоит на первом месте, как по количеству случаев, так и по убыткам от них. В мире каждые 10 дней в среднем происходит одна посадка на мель. Основными причинами посадки судна на мель являются:

  • ошибки судоводителя (человеческий фактор) 90 %;
  • форсмажорные обстоятельства (метеоусловия) 5 %;
  • касание неизвестных препятствий 3 %;
  • недостаток средств навигационного обеспечения 1 %;
  • выход из строя главного двигателя или рулевого устройства 1 %.

Районы, в которых наиболее часто происходят посадки на мель: подходы к пор­там, проливы, каналы, районы рейдовой разгрузки (особенно в Арктике).

Рис. 1 Судно, севшее на мель

Наиболее частыми причинами являются:

  • незнание местных правил;
  • пренебрежение рекомендациями лоции;
  • плавание по буям без определения места судна по береговым ориентирам;
  • неудовлетворительный контроль за местом судна;
  • неудовлетворительное управление судном при маневрировании;
  • использование скорректированных карт и пособий;
  • небрежность при опознании берега и средств навигационного обеспечения;
  • пренебрежение требованиями хоро­шей морской практики при плавании в малоисследованных районах;
  • неиспользование эхолота при плава­нии вблизи берегов, особенно в мелко­водных районах.

Наиболее типичные случаи посадки на мель по стихийным обстоятельствам:

  • действие прижимного ветра (в сторону берега);
  • действие внезапного порыва на судно, стоящее на якоре;
  • дрейф судна вместе со льдом в сторону мели;
  • судно, лишенное возможности управляться под действием шторма;
  • преднамеренная посадка на мель в штормовых условиях.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: