Процесс сборки
Процесс сборки юрты считался священным действием, символизировавшим начало нового цикла жизни. Установкой юрты традиционно занимались две-три женщины, это считалось частью их домашних обязанностей. Исключение составляло поднятие шанырака – это дело доверяли только мужчинам. В среднем юрту устанавливают в течение полутора часов, а разбирают за тридцать минут. Перед началом сборки на место установки юрты запускали стадо баранов, чтобы они выщипали траву и распугали ядовитых насекомых и змей.
Сборка юрты начинается с установки двери. Она также представляет собой сборную конструкцию и состоит из нескольких частей: косяка (босаға), притолоки (мандайша), порога (табалдырық) и двустворчатой двери (сықырлауық). Створки вставляются в специальные отверстия в косяке и пороге. Затем с помощью лент дверь привязывается к кереге.
Кереге начинают собирать справа от двери и продолжают сборку в левую сторону. Боковые концы кереге переплетают друг с другом.
Затем их связывают сыромятными ремешками (танғыш). Техника вязки может отличаться. Обычно танғыш продевают между отверстиями двух кереге.
Когда все кереге соединены, для дополнительной устойчивости их стягивают веревкой – белдеу бау.
После того, как остов юрты готов, поднимают шанырак. Для этого используют палку с развилкой (бақан), которой подцепляют шанырак. Еще перед поднятием к ободу шанырака привязывают ленты – желбау.
С помощью них человек, поднимающий шанырак, поправляет его, чтобы купол стал точно по центру. При установке большой юрты для поднятия шанырака требуется два человека.
Одновременно с поднятием шанырака четыре человека синхронно вставляют уық в отверстие в ободе шанырака (уықкөз). В зависимости от размеров юрты в шаныраке может быть от 80 до 100 подобных отверстий.
Нижний конец уық привязывают к углу кереге. Для этого обычно используют узел «восьмерка».
Когда четыре уық вставлены в шанырак и привязаны к кереге, человек, державший бакан, может отпустить его и присоединиться к сборке юрты.
После того, как каркас юрты готов, начинается закрепление войлочного покрытия. Сначала с помощью бақан поднимают үзік – ткань, закрывающую купольные жерди. От нее тянутся ленты. Два человека подхватывают их, перекрещивают и привязывают к нижней части кереге. Для покрытия купола юрты используют два куска үзік, положенные внахлест друг на друга.
Затем закрепляют туырлық, покрывающий стены юрты. Туырлық как и үзік, привязывается лентами к кереге.
Между кереге и туырлық кладутся циновки из тростника – шимши. В летнее время, когда нижнее покрытие юрты откидывают, эта циновка защищает юрту от попадания пыли и дождя.
В центре войлочного покрытия юрты выкладывают узорчатую ковровую ленту шириной 50 сантиметров – баскур. Лента украшена традиционными орнаментами.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Расчеты определения обогрева юрты березовыми дровами
Для расчета я исследовал юрту, которая находится на территории хакасской национальной гимназии. Я рассчитал сколько потребуется березовых дров для того чтобы нагреть юрту от 0° до 25°С. Но для того чтобы сделать расчеты необходимо знать объем юрты, массу воздуха и используя уравнение теплового баланса найти массу дров.
Юрта восьмигранная, я измерил одну грань – 2,6 м, нашел периметр – 8 · 2,6 м = 20,8 м, радиус юрты – 3,2 м и нашел S используя формулу площади правильного n-угольника S = ½ Р · r, где Р – периметр, r – радиус вписанного круга. S1 = ½ · 20,8 м · 3,2 м = 33,8 м2.
V1 = S1 · h1 = 33,28 · 1,6 = 53,25 м3 – объем нижней части юрты.
V2 = 1/3 π · r2 · h2 = 1/3 · 3,14 · (3,2)2 · 2 м = 1/3 · 3,14 · 10,24 · 2 = 21,4 м3 – объем верхней части юрты под крышей восьмигранный конус, где r – радиус основания конуса, а h – его высота. Объем всей юрты равен сумме V1 и V2.
V = V1 + V2 = 53,25 м3 + 21,4 м3 = 74,68 м3. Находим массу воздуха в юрте
mв = ρ · V = 1,29 кг/м3 · 74,68 м3 = 96,34 кг.
Q1 = cв · mв · Δt° = 1000 Дж/кг · °С · 96,34 кг · 25 °С = 2408500 Дж.
Q1 = Q2 уравнение теплового баланса.
cв · mв · Δt° = q · mдр отсюда следует mдр = cв · mв · Δt°/q = 2408500 Дж/1,3 · 106 Дж/кг = 1,85 кг. По расчетам должно хватить около 2 кг сухих березовых дров, но на практике массы этих дров не хватает для обогрева юрты. Почему?
За счет конвекционных потоков большее количество теплоты выходит через тунук. Обогрев юрты идет за счет излучения, т.к воздух обладает плохой теплопроводностью, то КПД от дров около 20%, следовательно дров необходимо приблизительно около 10 кг. Это было доказано практически на опыте.
2.2. Определение удельной теплоемкости камня.
Очаг в юрте складывается из камней и глины. Я определил плотность камня. Для этого я нашел его массу (m=0,068кг). Чтобы вычислить объем этого камня, я налил в мензурку 0,1 кг воды и опустил в нее камень. По разности уровня воды до и после опускания камня можно рассчитать его объем:V=0,000021 м3. Тогда его плотность:
Ρ = 0,068 кг / 0,000021 м3 = 3238 кг/м3.
Еще я рассчитал удельную теплоемкость камня. Для этого я сначала опустил его в холодную воду (t°1 = 20 °C), а затем в горячую воду (t°2 = 70 °C). Через некоторое время температура воды изменилась (t° = 50 °C). Получим уравнение теплового баланса Q1 = |Q2|, где Q1 – количество теплоты, принятое камнем, и Q2 – количество теплоты, отданное горячей водой, или |Св · mв·(t° – t°2)| = Cк · mк · (t° – t°1). Тогда Cк = |Св · mв · (t° – t°2) | / mк · (t° – t°1) = 4117 Дж/кг · °С. То есть если разжечь очаг, то камни будут нагреваться и остывать достаточно медленно.
2.3. Определение удельной теплоемкости войлока
Войлок саморегулирует микроклимат в юрте, летом в ней не жарко, а зимой тепло.
Я определил удельную теплоемкость войлока. Для этого опустил войлок (m = 0,009 кг, t°1 = 20°С) в горячую воду (m = 0,125 кг, t° = 85°С). Через некоторое время температура воды изменилась (t° = 82°C). Свойл = |Св · mв(t° – t°2| / mвойл(t° – t°1) = 940Дж/кг · °С. Т.е. чтобы летом солнце нагрело войлочный покров и саму юрту, нужно большое количество теплоты.
Большой объем воздуха участвует в конвекции. При зажигании очага дым идет вверх, а теплообмен осуществляется за счет конвекции. Также плотность дыма меньше плотности воздуха, поэтому действует архимедова сила, направленная вертикально вверх, и дым выходит, нагревая молекулы воздуха, а высокая труба создает разность давлений между полом и отверстием дымохода.
Из чего состоит юрта
Юрта состоит из нескольких основных частей, которые и обеспечивают удобство, мобильность и функциональность.
- Канат (кереге) — складные решетчатые стенки, изготовляемые из тонких досок.
- Уык (уук) — длинные жерди, которые в собранном состоянии образуют купол юрты.
- Шанырак (тюндюк) — круг, устанавливаемый на вершине купола. Главная задача шанырака — скреплять и удерживать жерди купола.
- Кошма — войлочный материал служит верхним покрытием, которое крепится на каркас.
Особенно важно, что такая юрта может использоваться кочевниками круглый год. Регулировать освещенность внутри юрты помогает шанырак и войлочное полотно, которое крепится на дверном проеме и при необходимости поднимается. Шанырак участвует и в удобном отоплении переносного дома
В центре юрты можно разводить огонь (сейчас довольно часто используют печку-буржуйку). Дым от костра поднимается и выходит через решетчатое отверстие. Ночью шанырак накрывается кошмой, что позволяет сохранить тепло в доме
Шанырак участвует и в удобном отоплении переносного дома. В центре юрты можно разводить огонь (сейчас довольно часто используют печку-буржуйку). Дым от костра поднимается и выходит через решетчатое отверстие. Ночью шанырак накрывается кошмой, что позволяет сохранить тепло в доме.
В летнее время казахская юрта может проветриваться. Для этого поднимают боковую кошму, закрепленную на решетчатых стенках кереге. Это позволяет добиться затенения дома и его проветривания.
Юрты: виды и особенности конструкции
В Центральной Азии чаще всего можно было встретить юрту тюркского типа, которая имела два подтипа — найманский и кыпчакский. Последний подтип характеризовался полусферической «крышей» в виде широкого, но невысокого купольного круга и большим углом изгиба купольных жердей. Кыпчакские юрты были распространены у памирских и южных киргизов, большей части казахов, почти у всех туркменов и полукочевых узбеков.
У найманских юрт круг был небольшим, но высоким, а жерди имели довольно незначительный изгиб. Найманские юрты внешне очень походили на монгольские юрты с тем отличием, что монголы для строительства своих жилищ использовали совершенно прямые жерди. Найманский подтип юрт был распространен менее широко, чем кыпчакский, и по большей степени бытовал у алтайских и семиреченских казахов, туркмен-эрсари и човдуров, хорезмских узбеков и каракалпаков. Позднее такие юрты появились у северных киргизов, за исключением населения Таласской долины.
Помимо деревянного каркаса конструкцию юрты составляло войлочной покрытие (в некоторых случаях циновки). Покрытие из войлока существовало в двух вариантах. В первом случае оно состояло из трех частей: небольшого войлока округлой или ромбовидной формы для покрывания верхнего круга, прямоугольных покрышек для стен и трапециевидных покрышек для купола. Второй вариант, встречающийся только у киргизов и казахов в юртах кыпчакского типа, состоял из войлока для верхнего круга и нескольких больших войлоков, покрывающих юрту от купола почти до земли. Между землей и войлоком оставалось незаполненное пространство до 25 см. Второй тип войлочного покрытия мог сосуществовать с первым и использоваться в качестве летнего жилища.
Кроме того, в Центральной Азии существовали огромные неразборные передвижные юрты, которые устанавливались на платформы с колесами и тянулись десятками тягловых животных.
Что касается внутреннего пространства юрты, то оно было строго разделено на определенные зоны. В центре располагался очаг, который считался сакральным центром жилища, а за очагом, напротив входа в юрту, находилось почетное место – здесь обычно сидел хозяин дома, реже — особо уважаемый гость. В правой мужской половине юрты принимали гостей, там же хозяин дома хранил свое конское снаряжение и некоторые предметы скотоводства. В левой женской половине обустраивалось супружеское ложе, ближе к двери складывали запасы провианта и кухонную утварь.
КОМПАС КОЧЕВНИКА
Дверь юрты всегда смотрит на восток. Она всегда ждет рассвета Жизни. Солнце для кочевника — первый и главный гость в этом мире.
Хорошая невестка первой встречает утро и спешит приоткрыть войлочный головной убор юрты, тундк — покрывало ночи, чтобы впустить в дом первые лучи солнца.
Солнце, как и подобает почетному гостю, восходит на тер — самое почетное место в юрте. Все, что находится по левую руку от него, олицетворяет собой постоянство мира, которому благоволит Бог природы. Эта сторона — женская, жизнеутверждающая. Все, что находится по правую руку, олицетворяет Путь-Дорогу, вечную смену дня и ночи, суетность мира. Эта сторона — мужская, непредсказуемая, полная тревог и испытаний. Здесь человек чувствует себя гостем в этом мире.
Западная сторона юрты — закат Солнца — самая запретная и таинственная. Она подобна всепоглощающей черной дыре, в которую низвергается все живое, и потому занавешена самыми роскошными коврами, заставлена сундуками со всем нажитым добром кочевника.
И, словно 99 слоев Неба, на сундуках уложены пышные одеяла и подушки.
Несколько интересных фактов
Существует и несколько интересных фактов о юрте; зная их, можно лучше понять обычаи и традиции самого народа.
Снаружи юрты многих народов весьма схожи между собой, однако по внутреннему убранству сразу можно определить, к какой местности и к какому народу относится данное жилище.
- Зажиточные кочевники сверху покрывали юрту шелковой или бархатной тканью. Такие жилища было видно издалека, и по его внешнему виду сразу можно было определить социальный статус хозяев. Внутренняя часть богато украшалась коврами.
- У киргизов с основной большой юртой устанавливалась маленькая. Там располагали семейные запасы еды. Если у мужчины было несколько жен, каждой из них предусматривалась отдельная юрта.
- Круглую форму жилища кочевых народов ученые пытались объяснить несколькими версиями. По одной из них, круг и процесс установки юрты имели сакральное значение (как сотворение мира). Однако существует и вторая версия, более практическая. На открытом пространстве (в степи) постоянно дуют ветра, поэтому круглая форма жилища делает его более устойчивым и крепким.
- У некоторых народов установкой юрты занимались исключительно женщины. Это объяснялось тем, что именно женщина считается хранительницей семейного очага. Мужчины помогали лишь в тот момент, когда нужно было поднимать и устанавливать на купол шанырак. Эта работа требовала силы и ловкости.
История юрты
Прототипом юрты служили шатры на колёсах, плетенные из прутьев и покрытые войлоком. Подобные дома, перевозимые упряжкой верблюдов, появились ещё в эпоху поздней бронзы. В средние века преогромные шатры, колесившие по просторам среднеазиатских степей, поражали воображение современников.
Каркас юрту
В начале XVI века учёный-историк Фазлаллах ибн Рузбихан так описывал передвижные жилища: «Я был удивлен необычайному строению домов, воздвигнутых словно в воздушном пространстве. Узрел я огромные кибитки с окошками, прикрытыми войлочными занавесками. Вся ставка наполнена этими великолепными домами, так что разум поражается красоте, мастерству и изяществу». Жилища на повозках, неудобные для гористых местностей, к XVIII — XIX веку вышли из обихода, и их заменили войлочные юрты.
ИНТЕРЬЕР ЮРТЫ
Интерьер юрты
Внутреннее устройство казахской юрты | |
|
|
Изнутри конструкция степного дома укрепляется узкими лентами желбау — в случае сильного ветра они превращаются в якорные канаты, к которым привязывают тяжелый груз.
Пол кочевого дома утепляется текеметами — войлочными коврами со слегка размытыми красочными узорами.
Стеганые ковры сырмак, покрывали пол и стены юрты. Орнаментальный узор двух-трех цветов простегивается шерстяной нитью и тянется, словно нескончаемый путь. Самый известный вид сырмаца так и зовется: бітпес — неиссякаемый. Он символизировал собой идею бесконечности мира.
Алаша, еще один вид казахского ковра, сшитого из тканых полос, в переводе означает «пестрый», «полосатый».
Картины природы, ландшафт родных мест закодирован казахскими рукодельницами в ворсовых и безворсовых тканых коврах — кілем.
Самым ярким украшением юрты является мускиіз — настенный ковер. В состоятельных семьях он отделан драгоценными тканями и дорогими вставками, украшен богатой вышивкой.
Интерьер войлочного дома
- 1. Сакральный центр — очаг-дастархан, символ семейного счастья.
- 2. Почетное место для гостей — тер, олицетворение славы и богатства.
- 3. Место для гостей — символ нового и преходящего.
- 4. Опочивальня — символ семейного гнезда.
- 5. «Кабинет» мужа — здесь хранятся символы охоты, добычи, удачи.
- 6. Уголок хозяйки — символы хранителей блага.
- 7. Порог — босага, сакральная граница дома и внешнего мира.
На женской половине в самом верхнем углу устанавливалась деревянная кровать хозяев. Постель хозяев — одеяла и подушки — забраны занавесью. Каким бы уважаемым ни был гость, ему никогда не предложат переночевать в хозяйской постели. Ни один предмет — ни одеяла, ни подушки хозяйские — не должен соприкасаться с чужаком, иначе, считали казахи, счастье покинет хозяев.
Здесь же устанавливалась колыбель для новорожденного. Недоношенного ребенка выхаживали в зимнем головном уборе тымак, подвешивая его над кроватью.
Ближе ко входу — хозяйственная зона. Здесь располагался шкаф с посудой — асадал или кебеже, где хранили вяленое мясо, курт (сушеный подсоленный творог), пачки чая. На кереге развешивали переметные сумы для хранения и перевозки посуды. Под ними ставился огромный бурдюк для кумыса — саба.
На мужской половине, ближе к тер, почетному месту, устанавливался адалба. На нем развешивалась верхняя одежда хозяина. Далее у небогатых хозяев могла стоять кровать женатого сына, еще не отделившегося от родителей, либо девичья постель дочери, убранная шелковой занавеской — шымылдык,.
В целом эта половина гостевая. Ведь сыновья, возмужав, поднимут свои юрты, младший займет место отца. Дочь — тоже гость: выйдет замуж, — уйдет в другой дом. Сюда же переносили тело умершего хозяина, отныне он — «гость», который отправляется в дальнюю дорогу, в мир иной.
Ближе к порогу находилось снаряжение коня, пожизненного спутника кочевника, — седло, сбруя. Здесь же устанавливался тугыр — подставка для ловчей птицы, беркута или сокола.
В центре юрты на треножнике стоял казан. Его никогда не оставляют открытым или пустым. Пища — символ Добра
Пусть хоть ложка масла на дне, но обязательно будет в казане — важно, чтоб он не пустовал
Башкирская юрта. Конструкция
Сама по себе юрта представляет собой переносной дом, имеющий разборный каркас. Стены дома, как правило, были из войлока. Установка юрты происходила поэтапно, со строгим соблюдением несложной технологии. Если от последней отой, есть опасность замерзнуть или погасить домашний очаг. В первую очередь, определяли место, в котором нужно установить переносной дом. Именно в этом месте размещалось все необходимое имущество. После этого устанавливались дверная рама и решётки, которые скрепляются веревками между собой. Этот каркас покрывали войлоком. Последний прикреплялся к каркасу небольшими веревочками из волос. Стоит заметить, что войлочное покрытие устанавливалось в соответствии с определенным порядком. В первую очередь закидывали кошму с юго-запада, затем с юго-востока. После этого накидывали оставшиеся кошмы так, чтобы их края имели возможность придавить края первых.
Конструкция башкирской юрты
Лучшие куски войлока использовались для стен и кровли
Важно было лучше утеплить сторону, выходящую на север. Это делалось, очевидно, для защиты от холодных ветров. Кроме того, необходимо было проследить, чтобы дождевая вода не заливала алтарь
Размер юрты говорил об обеспеченности ее хозяина
Кроме того, необходимо было проследить, чтобы дождевая вода не заливала алтарь. Размер юрты говорил об обеспеченности ее хозяина.
Конструкция башкирской юрты
Благодаря полукочевому образу жизни, в обиходе башкиров появились различные предметы быта, которые не могли появиться ни при каком другом образе жизни. Например, ковровые изделия, направленные на различное использование. Они употреблялись для утепления жилья, в качестве мебели, чемоданов или чехлов. Ковёр никогда не играл только декоративную роль, он всегда использовался для практических целей.
Конструкция башкирской юрты
К примеру, большие ковры использовались для того, чтобы застилать пол. Одежда и прочие принадлежности хранились в ковровых мешках, которые вешались на стену. Накидка из ковра использовалась для занавешивания входа в юрту, то есть как дверь.
Наши новости
КОМПЛЕКСНОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ УДЕЛЯЕТСЯ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ6-7 февраля в Конгресс-холле Торатау состоится семинар-совещание, где будет обсуждаться вопросы реализации федеральной целевой программы «Комплексное развитие сельских территорий» и нацпроекта «МСП и поддержка предпринимательской инициативы» в частности регионального проекта “Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации”.
03.02.2020
Провели гидроиспытания чаши нового бассейна В уфимском микрорайоне Инорс завершается строительство нового 25-метрового бассейна по ул. Тухвата Янаби, предназначенного для учебно-тренировочных занятий, обучения детей плаванию и проведения соревнований регионального значения
03.02.2020
Минтруд Башкирии: размеры ежемесячного пособия на содержание приемных детей увеличатсяНа заседании Госсобрания – Курултая Республики Башкортостан был принят закон об увеличении с 1 января 2020 года на 4 % размеров ежемесячного пособия на содержание детей, переданных на воспитание в приемную и патронатную семью, вознаграждения, причитающегося приемным и патронатным родителям, а также пособия на содержание детей, переданных под опеку и попечительство.
20.12.2019
Сәләмәт йәшәйеш дөрөҫ туҡланыуҙы талап итәРеспублика етәкселеге ҡарары менән Башҡортостанда һөт кухнялары ҡабаттан тергеҙелә башланы.
24.11.2019
Министр культуры Башкирии Амина Шафикова ответила на критику МединскогоМинистр культуры Башкирии Амина Шафикова пояснила сообщение министра культуры России Владимира Мединского, в котором он указывает на провал реализации нацпроекта «Культура» в трех регионах страны, в том числе и в Башкирии.
18.11.2019. Все новости
До Дня Победы (9 мая 2020 года) осталось:
Опрос
Все новости
До Дня Победы (9 мая 2020 года) осталось:
Опрос
Кто такие кочевники?
Несколько раз в год со своим стадом кочевники перемещались из одного места в другое. Они искали пищу, воду и земли, на которых могли бы обосноваться. В основном эти люди занимались животноводством. Из-за того, что скот питается подножным кормом – травой – практически каждый сезон кочевники вынуждены покидать старую стоянку и уходить на новую территорию.
Конечно же, разведением скота их деятельность не ограничивается. Они также могли быть:
- земледельцами;
- ремесленниками;
- торговцами;
- охотниками;
- собирателями;
- рыболовами;
- наемными рабочими;
- воинами.
Некоторые народности, например, цыгане, зарабатывали на жизнь искусством театра, музыки, танца.
Нередко кочевые народы устраивали набеги на оседлых жителей, чтобы отвоевать плодородные участки земли. Такие походы зачастую оканчивались победой благодаря более высокой физической выносливости и приспособленности к суровым условиям жизни у кочевников. Многие крупные завоеватели: монголо-татары, скифы, арии, сарматы – были из их числа.
Юрта своими руками
12.10.2019
Юрта своими руками
Юрта своими руками
Накануне Дня республики в Лицее № 3 прошел творческий конкурс поделок «Юрта». Его целью стало развитие художественного вкуса, фантазии, реализации творческих возможностей детей и родителей, педагогов школы, а также укрепление интереса к обычаям и традициям башкирского народа.
В творческом состязании приняли участие учащиеся 1-6 классов и их родители. Работы, представленные на конкурс, изготовлены в виде поделок из разного материала – это бумага, солома, ткани, природный материал и прочее. Выполнены они в разных техниках декоративно-прикладного искусства.
К примеру, родители 3 “Ж” класса представили на суд жюри и зрителей точную копию настоящей башкирской юрты, но только в сильно уменьшенном виде. Есть здесь и древний сундучок, и священная книга Коран, и люлька для ребёнка, и разноцветные половички, и чак-чак, и коромысло с деревянными вёдрами… Хозяйка, нарядившись в национальную одежду, ждёт гостей к чаю возле горячего самовара. Маленький котенок ластится возле её ног. Даже домашние животные на подворье пасутся. Всю эту красоту папы и мамы детей создавали вместе в течение недели. Кто-то взял на себя изготовление жилища, другие лепили из солёного теста, третьи вязали и шили… В итоге все получилось очень красиво и реалистично!
Итоги конкурса будут подведены после праздничных выходных дней.Гульназ Валиуллина.
Гульназира Валиуллина.
Распределение жилищного пространства
По традиции, вход располагается к югу. Это имеет практическое значение – северную сторону необходимо утеплить и укрепить, дверь только помешает
Часть жилища, которая располагается у северной стены, считается наиболее важной. Как правило, ее выделяют гостям хозяина. На фото башкирской юрты можно увидеть что данное жилище всегда обращено в одну сторону
На фото башкирской юрты можно увидеть что данное жилище всегда обращено в одну сторону.
В центре находится очаг. Такое расположение источника тепла позволяет обогреть круглое жилище равномерно. Кроме того, над костром непосредственно располагается отверстие в крыше, для отвода дыма. В другой части юрты данное отверстие было бы неудобным. Когда очаг выносят на улицу, в центре жилища располагают скатерть, которая играет роль обеденного стола. Вокруг импровизированного стола размещаются члены семьи и гости, садясь на специальные подушки, предварительно раскинутые вокруг.
Шаршау – очень важная часть каждой юрты. По сути, она представляет собой плотный занавес, который используется в качестве перегородки. Последние необходимы для разделения жилья. Иными словами, шаршау это стены квартиры.
Юрта традиционно делится на две части: женскую и мужскую.
внутри юрты
Женская часть жилища всегда меньше. Она находится по правую руку от двери. В этой части юрты располагаются различные хозяйственные принадлежности и женская одежда. Проецируя юрту на современное жилье, можно сказать что в женской части находилась кухня и гардеробная. Все, что нужно женщине, не заинтересованной в карьере. Кроме того, в этой части юрты располагалась детская. В современном мире такое разделение невозможно хотя бы потому что женщины и мужчины играют примерно одинаковую роль в семье. Однако, кочевники жили во времена патриархата, когда мужчина занимал главенствующую роль, женщина была второстепенной. Поэтому того, что располагалось в правой части юрты, было вполне достаточно.
Распределение жилищного пространства
Мужская часть была больше чем женская. Она исполняла роль гостиной, позволяя хозяину хижины принимать гостей. Как правило, эта часть юрты украшалась различным текстилем: коврами, скатертями, полотенцами. Кроме того, здесь хранилось все имущество мужчины: оружие, доспехи. Вид футляров для пороха, конской упряжи, подсумок для дроби абсолютно привычен для этой части юрты.
Особое место выделяется для тех, кто пришел в гости. Это почетное место выделяется напротив дверей. у самой утепленной стены. В этой части юрты также размещается и сундук с ценнейшими вещами семьи. В их число, как правило, входили различные ковры, одеяла, постельные принадлежности.
Распределение жилищного пространства
СВЯЩЕННЫЙ ПОРОГ
От того, как вы переступите через порог, зависит и отношение хозяев к вам. Если вы переступите его правой ногой, низко склонив голову, значит, вы полны уважения к хозяевам. Поступить наоборот — все равно что оскорбить честь и достоинство этого дома, хозяина, всего его рода. А чтобы этого не произошло по рассеянности и небрежности, порог намеренно делают высоким, а притолоку двери — низкой.
Переступив порог, надо поздороваться, даже если в юрте никого нет, пожелать: «Да прольется свет на ваш дом!» Приветствие должно быть достаточно громким. Входя в дом вечером и в сумерки, надо говорить: «Добрый вечер!»
Этимология слова
Что такое юрта? Этимологические корни слова «юрта» берут начало из тюркского языка (от слова «юрт»). В казахском эквиваленте (журт) означало не совсем «жилище», его чаще всего употребляли, когда говорили о месте стоянки. Именно от этого и произошли такие слова, как «Земля Отцов”— Ата-Юрт (тюркс.) и Атажурт (каз.).
Довольно часто понятие «Юрт» использовалось и для обозначения слов «род» и «семья”.
Применительно к самому жилищу слово «юрта» стало использоваться с подачи европейских исследователей. Впервые именно они так назвали переносное жилище кочевых народов, с тех под это понятие закрепилось. Изначально дом кочевника в тюркском языке назывался “Кииз Үй” (войлочный дом или просто “Үй” (дом). “Гэр” — оригинальное название монгольской юрты.
как делать юрту .
Как делают юрты (боз үй) \\ Апрель ТВ |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Как это сделано. Юрта |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Казахская Юрта: от А до Я (док. фильм) |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
юрта из труба квадрата |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Как построить юрту. Юрта своими руками. |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Как собрать юрту. Башкирская юрта. How to assemble a yurt. |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Как делают современные ЮРТЫ в Америке? |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Юрта своими руками | Киіз үй істеу | How to make a yurt. ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
ЛЮДИ СМЕЯЛИСЬ КОГДА СЕМЬЯ РЕШИЛА ПОСТРОИТЬ ДОМ В ФОРМЕ ЮРТЫ! НО СЕЙЧАС ВСЕ ГЛОТАЮТ СЛЮНИ ОТ ЗАВИСТИ! |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Видеоинструкция по сборке юрты |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Юрта своими руками |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Юрта своими руками |
Декоративно-прикладное искусство казахов – Казахская юрта (RU) |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Специальный репортаж. Производство юрт |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Стамбул фестивалын кооздогон кыргыз үйү |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Акыл заман\ Боз үй жасоо |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Строительство юрты. Второй этап. Подготовка и придание формы жердям. |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
How to make a yurt in 3 days? |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Монгольская юрта |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Арабы платят жителям кыргызского села $ 200 тысяч за уникальный товар |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Моңғолиядан келген қандасымыз – ЭКСПО көрмесіне арнап, киіз үй тікті (23.03.17) |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Боз үй кантип жасалат? \\ Апрель ТВ |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Как сделать юрту |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Айдарбек Бәкіржан Киіз үй. |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Как сделать юрту из бумаги |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
DIY Юрта своими руками Поделка для детского сада |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Юрта-конструктор: идея на миллион |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Сборка юрты. Юрты Башкирии |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Постройка иглу своими руками с нуля |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Изготовление кыргызской юрты |
Заключение
Хакасия – земля наших далеких предков, живших много-много лет тому назад. Хакасия – сила хакасского народа. Она живет в душе каждого хакаса. Наши предки оставили нам много интересных вещей, которые мы до сих пор не можем понять. Это курганы, письма на холмах и камнях, орудия труда и многое другое. Я думаю, что наши предки хотели передать свои знания, рассказать нам как они жили в эти далекие времена, как выживали в трудных ситуациях, кого они почитали, рассказать как они строили себе жилища и многое другое. Хакасы – сильный и могучий народ, они почитали свою родную землю, огонь, воду, тайгу. Они кормили огонь, веря в то, что огонь – это божество. До сих пор мы – хакасы, верим в это и стараемся сохранить традиции и обычаи своего народа. В своем исследовании я сделал такой вывод: наши предки, жившие много лет назад, знали как сделать свои жилища более теплыми и прочными. Они делали это все без современных оборудований и орудий. Это нам говорит о том, что наши предки были умными и способными людьми, умевшие выживать в трудных и опасных ситуациях.
Таким образом, цели и задачи, поставленные мною, я считаю, решены. Гипотеза работы о том, что наши предки, жившие много лет назад, знали как сделать свои жилища более теплыми и прочными, подтверждена.
Проделанная исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что настоящая работа актуальна и интересна. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.