—
. 2001 .
TOC o «1-4» ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. PAGEREF
_Toc531885111 h 3
1. ………………………………………………………………………………………………………….. PAGEREF
_Toc531885112 h 5
2. ………………………………………………………………………………………………… PAGEREF
_Toc531885113 h 8
2.1 …………………………………………………………………………………………………………… PAGEREF
_Toc531885114 h 8
2.2 …………………………………………………………………………………………………………. PAGEREF
_Toc531885115 h 10
3. …………………………………………………………………………………………………………………. PAGEREF
_Toc531885116 h 12
3.1 …………………………………………………………………………………………………………………….. PAGEREF
_Toc531885117 h 14
3.1.1
…………………………………………………………………………. PAGEREF
_Toc531885118 h 14
3.1.2 ………………………………………………………………………………………………………………….. PAGEREF
_Toc531885119 h 17
3.1.3 ……………………………………………………………………………………………………………………….. PAGEREF
_Toc531885120 h 19
3.1.4 ……………………………………………………………………………………………………….. PAGEREF
_Toc531885121 h 20
3.1.5 …………………………………………………………………………………………………. PAGEREF
_Toc531885122 h 21
4.
ՠ ……….. PAGEREF
_Toc531885123 h 23
5.
………………………………………………………………… PAGEREF
_Toc531885124 h 27
1…………………………………………………………………………………………………………………………………………… PAGEREF
_Toc531885125 h 29
—
,
. , ,
,
.
, ,
.
—
, .
,
,
.
— , ,
, —
.
.
,
, . .
, ,
:
—
—
—
—
, , .
, ,
.
:
—
—
—
—
: , ,
.
.
, ,
.
.
.
, ,
.
, ,
.
— .
,
.
,
.
.
.
,
.
.
.
.
, ,
,
, .
,
, , ,
,
.
— , , —
.
.
,
.
—
—
—
—
(,
.).
,
, ,
, ,
.
, ,
.
,
,
( , ,
. .). , ,
.
, . ,
,
.
5 10
.
, , .
, ,
1, 1.10, ,
1:100000 10- ,
9 .
,
, ,
, ,
, .
, —
.
,
:
, ( , ,
. .) ,
.
,
.
— .
.
()
( ) ( )
( 1).
1:50 000
1 500
1.
.
, . .
— ,
1: , — , ,
. , 1:50000 ,
50000 .
, , ,
, . . ,
1 . , 1:50 000
500 .
,
(k), . ,
3,95 1:100 000
d==1 3,95 = 3,95 .
, . .
. ,
.
.
, ,
— .
.
,
,
. ,
. 200 — 400
, :
.
,
, , ,
, .
,
:
, . .
, ,
.
, , .
, ,
. , ,
,
,
, ,
. , ,
,
,
, — .
(
, ., ,
, ).
:
.
,
, . , ,
, ,
.
.
,
»
() ,
.
, ,
, ,
,
.
.
, ,
.
:
,
— () —
, .
, .
, ,
. ,
, ,
.
,
, ,
.
,
,
( , , . .).
()
,
.
, , ,
, ,
.
( 2).
( )
— ( 5),
.
, , , .
, —
,
— . ,
.
2.
( )
. ,
,
,
.
.
.
, ,
(, ).
, ,
.
,
.
.
,
.
,
,
, ,
— . ,
— . ,
.
. .
—
. , ,
10 — 15
, .
,
— . ,
,
— ( ,
) , , ,
.
(
, ).
. ,
, .
,
()
, —
.
.
,
, .
, — ,
.
.
.
— (
, , .).
50 — 60
,
.
( ) , ,
, (
) ,
. ,
,
. ,
, ,
, .
.
1,5 — 2
,
.
, .
— ,
.
, , ,
() , .
( 3):
— ( 7),
,
,
( 2);
— 2,
1
2 . ,
3, ( ), ;
— 3, ()- 1 — 2 ,
, 1
2, 4;
— 4,
, ,
2
— 3 ( ).
3. .
.
.
:
,
, ,
(
) .
, , ,
, , ,
.
2 — 3% .
.
:
()
() . 1
20 .
5,
100 .
, , ,
,
.
4.
ՠ
, ,
.
, ,
,
.
.
, ,
.
, ; ,
, , . .
(, ) .
.
,
.
.
,
,
, , .
,
, .
,
.
: ,
, , , , ,
, , ,
(, , ).
,
, . ,
,
.
— -.
1 : 25000 — 1 : 100000.
, , —
, ,
, .
, ,
, , , ,
(, , .).
—
,
, ,
.
.
, ,
.
, ,
, ,
, ,
, , ,
, . ,
, ,
.
, ,
, ;
. ,
.
, ,
,, ( ,
.). ,
(acy).
,
, ,
.
,
,
(
) .
.
. , —
. ,
,
.
,
,
, (,
, , , . .),
, , ,
.
, ,
.
,
.
.
, , |
, |
||
0-00 |
1,00 |
1,00 |
|
6 |
1-00 |
1,01 |
0,99 |
12 |
2-00 |
1,02 |
0,98 |
18 |
3-00 |
1,05 |
0,95 |
24 |
4-00 |
1,10 |
0.91 |
30 |
5-00 |
1,15 |
0,87 |
36 |
6-00 |
1,24 |
0.81 |
42 |
7-00 |
1,35 |
0.74 |
.
.
, .
— , ,
, ,
— .
—
; ,
;
—
—
—
, , :
, ,
.
Выдерживание маршрута движения с помощью гирополукомпаса.
Вождение машины по гирополукомпасу осуществляют в таком же порядке, как и движение по азимутам. Для чего предварительно подготавливают необходимые данные. По карте намечают маршрут, минуя препятствия, выбирают и соединяют прямыми линиями ориентиры на поворотах, определяют и подписывают на карте расстояния между ними и магнитные азимуты (если начальное ориентирование производится по магнитному азимуту) илидирекционные углы. Если начальное ориентирование производится по дирекционному углу.
В исходной точке, где произведено начальное ориентирование, на шкале гирополукомпаса устанавливают магнитный азимут (или дирекционный угол) продольной оси машины и разарретируют гирополукомпас. Затем машину поворачивают так, чтобы против индекса шкалы прибора установился отсчет, соответствующий магнитному азимуту (или дирекционному углу) направления движения.
Установив машину в нужном направлении, начинают движение и ведут машину так, чтобы на протяжении всего данного участка маршрута гирополукомпас сохранял установленный отсчет. Пройдя нужное расстояние, определяемое по спидометру, находят поворотный ориентир. Поворачивают машину в направлении второго ориентира и продолжают движение.
Строго прямолинейное вождение машины на местности затруднено, так как неизбежны толчки, крен машины и объезд мелких препятствий. Объезд значительных препятствий должен быть предусмотрен заранее при подготовке карты. Все это вызывает почти непрерывное колебание отсчетов по шкале. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы колебания отсчетов были примерно симметричны относительно требуемого курса.
При ориентировании с помощью гирополукомпаса, так же как и при ориентировании на машине, не оборудованной гирополукомпасом, следует по пройденному расстоянию мысленно фиксировать на карте продвижение по маршруту.
Как определить азимут на местности
На местности, не имея карты, можно выбирать знаковые объекты, которые будут опорными точками, и определять азимут движения на эти маркеры.
- Нужно положить компас на ладонь или на горизонтальную поверхность и совместить стрелку с нулевой отметкой (или с буквой S) на шкале.
- После этого совмещают мушку на подвижном кольце с направление на объект. Численное значение на шкале — значение азимута.
- Рекомендуется держать компас так, чтобы был виден и ориентир, и мушка, и совмещать их. При достаточном опыте погрешность составит 1-3 градуса.
Если азимут задан ранее, то мушку выставляют напротив нужного значения, а северный конец стрелки совмещают с нулем. В направлении указанного азимута находят какой-нибудь значимый объект и считают его ориентиром.
📹 Принципы движения по азимуту (с видео)
Успех работы с компасом напрямую связан с умением выбирать ориентиры и двигаться по местности. Расстояния между опорными точками считают шагами.
Перед выходом проводят подготовительную работу:
В карте отмечают все точки маршрута (важно привязать их к заметным ориентирам).
Вычерчивают маршрут и определяют азимуты всех отрезков пути.
Определяют протяженность каждого звена в метрах и шагах.
Составляют таблицу, в таблице делают столбцы (для каждой точки): номер точки — название — магнитный азимут — расстояние в метрах — пары шагов — ориентировочное время прохождения.
- При движении сверяются с картой, чтобы не отклониться от маршрута (отклонение обычно составляет 10%, то есть, пройдя километр человек уйдет в сторону от прямой на 100 метров).
- Невысокие препятствия обходят, держа ориентир в прямой видимости. Количество шагов нужно скорректировать с учетом ширины преграды.
- Если препятствие высокое и широкое, его обходят, нанося на карту дополнительные точки (с подсчетом шагов).
- После преодоления сложных препятствий сверяются с компасом и картой, уточняют местоположение.
- В густом лесу, на местности с невысокими одинаковыми возвышенностями и неприметными ориентирами, следует сверяться с картой и проверять азимут через каждые 100-150 метров пути.
- Если опорные точки находятся на равнине и расстояния между ними велики, движение должно быть максимально прямолинейным, иначе можно значительно отклониться от курса и заблудиться.
Видео-пример движения по азимуту
Как находить азимут — 3 способа
Существуют разные способы нахождения азимута. Его можно определить с помощью транспортира, топографической карты и компаса.
С помощью транспортира
Для определения азимута по карте нужно иметь линейку и транспортир. На всех бумажных и электронных картах север находится сверху. Следовательно, юг находится снизу, восток — справа, запад — слева.
Азимут определяют следующим образом:
- На карте находят пункт наблюдателя и отмечают его карандашом.
- Через точку наблюдателя проводят прямую линию (снизу вверх, перпендикулярно к верхнему (или нижнему) краю карты. Это направление север-юг.
- Находят другую точку (объект), на которую нужно взять азимут.
- Соединяют пункт наблюдателя и объект прямой линией.
- Прикладывают транспортир вдоль линии север-юг.
- Совмещают точку наблюдателя с центром транспортира.
- Читают значение на пересечении шкалы транспортира и прямой, соединяющей точку стояния с объектом. Это и есть значение истинного азимута.
- Прибавив (или отняв) магнитное склонение, получают магнитный азимут.
Если нужны очень точные замеры, учитывают поправку на сближение меридианов.
С помощью планшетного компаса
Планшетный компас состоит из пластмассовой коробочки (колбы), в которой находится магнитная стрелка на оси, и градуированной шкалы. Колба закреплена на прозрачной площадке с разметкой — планшете. Для удобства чтения карты в нее встроена лупа (не у всех моделей).
Чтобы найти прямой азимут, нужно:
- Наложить компас на карту.
- Совместить край планшета с линией маршрута (или направить большую центральную стрелку в направлении объекта).
- Покрутить колбу компаса так, чтобы параллельные красные линии на ее дне стали параллельны стрелке компаса и линиям долготы на карте.
- В точке пересечения осевой стрелки на планшете и шкалы компаса читаем значение дирекционного угла. Его можно перевести в магнитный либо истинный азимут.
С помощью компаса и карты
Для определения азимута по ориентированной карте подойдет любой компас.
Для этого нужно:
- Найти на карте точку стояния и отметить ее.
- Найти объект, на который нужно взять азимут.
- Провести через точку стояния линию на север (снизу вверх, перпендикулярно краю карты).
- Соединить эту точку с объектом, на который нужно взять азимут, прямой линией.
- Положить компас на карту.
- Сориентировать карту относительно сторон света: совместить северную стрелку с линиями долготы (для этого поворачивают карту, пока стрелка и линии долготы не совпадут).
- Переместить центр компаса на линию точка стояния-объект.
- Прочитать на пересечении этой линии и шкалы значение азимута.
Если местность открытая, можно увидеть объекты и на карте, и в ландшафте, что поможет правильно сориентироваться, рассчитать километраж и длительность переходов.
Что такое аварийный азимут
В незнакомой местности можно легко отклониться от выбранного маршрута и потерять ориентировку. В пасмурную погоду, в сумерках, вообще невозможно понять, где запад и восток. В этой ситуации вернуться домой поможет аварийный азимут. Его нужно определить заранее.
Аварийный азимут — это направление на большой протяженный объект, мимо которого невозможно пройти. Это может быть река, берег моря, шоссе, железная дорога, ЛЭП, большой город.
Аварийный азимут берут следующим образом:
- Заходят в лес на десяток метров по линии, перпендикулярной протяженному объекту (например, дороге) и поворачиваются к нему лицом.
- Берут компас, совмещают северную стрелку с нулем, и мысленно проводят перпендикуляр линию к дороге (или используют визир).
- На пересечении перпендикуляра со шкалой будет значение азимута. Его нужно записать, не надеясь на память.
- Запаску положить в карман так, чтобы ее невозможно было потерять. Аварийный азимут поможет вернуться, если нет никаких ориентиров, даже в метель и туман.
Интернет и сотовая связь за пределами населенного пункта исчезают в самый неподходящий момент. Достаточно отойти от дороги или линии электропередач, оказаться вне зоны покрытия сотовых вышек, и телефон становится бесполезным.
Умение читать карту и вычислять азимут поможет без труда найти дорогу домой. Поэтому специалисты по выживанию рекомендуют всегда иметь при себе компас.
Понятие азимута и его виды
С арабского этот термин буквально переводится как «направление». Азимут измеряется в пределах от 0 до 360°, отсчет берется по часовой стрелке.
Существуют магнитный, истинный (географический), геодезический, гироскопический, астрономический азимуты.
Магнитный азимут — это горизонтальный угол между линиями магнитного поля, соединяющими северный и южный магнитные полюса Земли, и направлением на какой-либо предмет. Стрелка компаса всегда ориентирована вдоль линий магнитного поля планеты и показывает одним концом на север, другим на юг. С северным концом совмещают нулевой градус на шкале компаса.
Географический азимут — горизонтальный угол между географическим меридианом в точке стояния и направлением на ориентир. От магнитного отличается величиной магнитного склонения, обусловленного несовпадением истинного и магнитного полюсов.
Географические меридианы и параллели не совпадают с линиями координатной сетки на несколько градусов, поэтому при точных замерах берут поправку на сближение меридианов. Магнитное склонение и сближение меридианов указаны в нижней части топоосновы, за пределами листа.
Гироскопический азимут — угол между условной линией, проходящей с юга на север через гирокомпас, и заданным направлением. Между гироскопическим и географическим, и магнитным азимутами существуют небольшие расхождения, так как гироскоп учитывает поправку на вращение Земли (дельту гирокомпаса).
Астрономический азимут
Астрономический азимут — это 2-гранный угол между плоскостью астрономического меридиана и вертикальной плоскостью заданного направления. Отсчет берется от севера (по ходу часовой стрелки).
Геодезический азимут представляет собой 2-гранный угол между плоскостью геодезического меридиана и касательной плоскостью, которая проходит через точку стояния и точку наблюдения.
В геодезии учитывают, что Земля — не идеальный шар, планета «сплюснута» у полюсов и представляет собой элипсоид вращения. Поэтому плоскость точка стояния-точка наблюдения содержит нормаль к элипсоиду.
В геологии измеряют азимуты падения и простирания пластов горных пород и трещин. Замеры делают для построения геологических карт, месторождений полезных ископаемых на поверхности и в объеме.
3.1
,
»
() ,
.
, ,
, ,
,
.
.
, ,
.
:
,
— () —
, .
, .
, ,
. ,
, ,
.
,
, ,
.
,
,
( , , . .).
()
,
.
, , ,
, ,
.
( 2).
( )
— ( 5),
.
, , , .
, —
,
— . ,
.
2.
( )
. ,
,
,
.
.
.
, ,
(, ).
, ,
.
,
.
.
,
.
3.1.2
,
,
, ,
— . ,
— . ,
.
. .
—
. , ,
10 — 15
, .
,
— . ,
,
— ( ,
) , , ,
.
(
, ).
. ,
, .
,
()
, —
.
.
,
, .
, — ,
.
.
.
— (
, , .).
50 — 60
,
.
( ) , ,
, (
) ,
. ,
,
. ,
, ,
, .
.
1,5 — 2
,
.
, .
— ,
.
, , ,
() , .
( 3):
— ( 7),
,
,
( 2);
— 2,
1
2 . ,
3, ( ), ;
— 3, ()- 1 — 2 ,
, 1
2, 4;
— 4,
, ,
2
— 3 ( ).
3. .
3.1.5
.
.
:
,
, ,
(
) .
, , ,
, , ,
.
2 — 3% .
.
:
()
() . 1
20 .
5,
100 .
, , ,
,
.
4.
ՠ
, ,
.
, ,
,
.
.
, ,
.
, ; ,
, , . .
(, ) .
.
,
.
.
,
,
, , .
,
, .
,
.
: ,
, , , , ,
, , ,
(, , ).
,
, . ,
,
.
— -.
1 : 25000 — 1 : 100000.
, , —
, ,
, .
, ,
, , , ,
(, , .).
—
,
, ,
.
.
, ,
.
, ,
, ,
, ,
, , ,
, . ,
, ,
.
, ,
, ;
. ,
.
, ,
,, ( ,
.). ,
(acy).
,
, ,
.
,
,
(
) .
.
. , —
. ,
,
.
,
,
, (,
, , , . .),
, , ,
.
, ,
.
,
.
.
1.
, , |
, |
||
0-00 |
1,00 |
1,00 |
|
6 |
1-00 |
1,01 |
0,99 |
12 |
2-00 |
1,02 |
0,98 |
18 |
3-00 |
1,05 |
0,95 |
24 |
4-00 |
1,10 |
0.91 |
30 |
5-00 |
1,15 |
0,87 |
36 |
6-00 |
1,24 |
0.81 |
42 |
7-00 |
1,35 |
0.74 |
.
.
, .
— , ,
, ,
— .
—
; ,
;
—
—
—
, , :
, ,
.
Гирополукомпас, устройство, начальное ориентирование по ориентиру, магнитному азимуту, дирекционному углу, линии местности, выдерживание маршрута с помощью гирополукомпаса.
Основной элемент гирополукомпаса — гироскоп. Его главная ось вместе со шкалой прибора сохраняет неизменное направление относительно сторон горизонта. Указатель, по которому фиксируется отсчет по шкале, жестко связан с машиной. При повороте машины отсчет по шкале изменяется на соответствующий угол.
Выдерживание направлениядвижения по гирополукомпасу осуществляется путем наблюдения за положением шкалы относительно индекса. При прямолинейном движении машины отсчет по шкале сохраняется. Изменение отсчета показывает, что машина отклонилась от заданного направления. Для восстановления прежнего направления движения машину необходимо развернуть так, чтобы против индекса установился прежний отсчет.
Вождение машины по гирополукомпасу чаще всего осуществляют при преодолении рек под водой, при действиях ночью, в туман, метель и в других случаях ограниченной видимости. Гирополукомпас целесообразно применять также при выдерживании маршрута на местности, беднойориентирами или подвергшейся значительным изменениям. Когда ориентирование по карте путем ее визуального сличения с местностью затруднено.
Гирополукомпас включают и выключают только в неподвижной машине в определенной последовательности. Вначале необходимо убедиться, что гирополукомпас заарретирован (рукоятка арретира должна находиться в положении от себя), и проверитьнапряжение бортовой сети. Оно должно быть не менее 24 В. Затем переключатель питания прибора поставить в положение ВКЛЮЧЕНО.
Через 5 минут с момента включения плавным поворотом рукоятки арретира установить на шкале требуемый угол и разарретировать гирополукомпас, оттянув на себя рукоятку до щелчка. Порядок выключения гирополукомпаса. Прибор заарретировать переводом рукоятки в положение от себя, а затем выключить питание.
Урок 7. ориентирование и способы ориентирования на местности. план местности — География — 5 класс — Российская электронная школа
География, 5 класс
Урок 07. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению представлений о сторонах горизонта и ориентировании на местности.
- В ходе урока мы изучим стороны горизонта.
- Ключевые слова
- Компас; Азимут; Полярная звезда; Ориентирование; План местности; Топографическая карта; Аэрофотоснимок; Космический снимок
- Тезаурус
- Компас — это прибор который помогает определить стороны света.
- Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки;
- Полярная звезда.
- Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
- План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.
- Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность.
- Аэрофотоснимок — двумерное фотографическое изображение земной поверхности, полученное с воздушных летательных аппаратов и предназначенное для исследования видимых и скрытых объектов, явлений и процессов посредством дешифрирования и измерений.
- Космический снимок — собирательное название данных, получаемых посредством космических аппаратов.
- Обязательная и дополнительная литература по теме
- География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда мы рассказываем друзьям, в какой части леса набрали так много ягоды, то говорим, показывая рукой в сторону леса: «Там, как выйдете из поселка, так направо, затем по тропинке через овраг, потом до одинокой березы, а оттуда совсем близко, шагов через триста, начинается вырубка; надо на нее свернуть, дойти до кустов, а за ними — та самая полянка…»
Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.Хорошо, когда оба собеседника знают местность. А что делать, если надо объяснять дорогу в неизвестной местности? В таком случае нужно будет составить план местности на глаз с применением самых простых приборов. Конечно, такой план не будет отличаться большой точностью, но этого и не требуется.
Умеете ли вы ориентироваться на местности?
Тема нашего урока: Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.
С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности. Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта. Основные стороны горизонта СЕВЕР запад Восток юг. С права будет восток, а слева запад. Очень надёжный способ ориентирования в Северном полушарии по Полярной звезде.
- Разбор типового тренировочного задания:
- Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;
- Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.
- Местность на плане изображается на _______________ в ____________ виде без искажений с помощью __________________
- Варианты ответов:
- местности,
- звуков,
- условных знаков,
- плоскости,
- увеличенном,
- реальном,
- уменьшенном,
- цифр
- Правильный вариант ответа:
- Местность на плане изображается на плоскости в уменьшенном виде без искажений с помощью условных знаков.
- Разбор типового контрольного задания
- Тип задания: Сортировка элементов по категориям
- Текст вопроса: Распределите стороны горизонта по категориям
- Основные Промежуточные
- Варианты ответов:
- Север,
- Юго-восток,
- Северо-запад,
- Запад,
- Восток,
- Северо-восток,
- Юго-запад, Юг
- Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Основные | Промежуточные |
|
|