Изображение рельефа на планах и картах
На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.
Горизонтали,
как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).
Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями
Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту,
которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).
Рис. 6. Изображение холма на плоскости
Рис. 7. Определение относительной высоты
Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир
(от фр.niveau
—
уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.
Провести нивелирование холма —
это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.
Рис. 8. Невелирование холма
Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга. Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи
Они показывают, в каком направлении склон понижается
Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.
Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).
Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа
Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.
Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой.
В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.
На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.
У любой карты есть свой особый язык — специальные условные знаки. География изучает все эти обозначения, классифицирует их, а также разрабатывает новые символы для обозначения тех или иных объектов, явлений и процессов. Иметь общее представление об условных картографических знаках полезно абсолютно всем. Такие знания не только интересны сами по себе, но и наверняка пригодятся вам в реальной жизни.
Данная статья посвящена условным знакам в географии, которые используются при составлении топографических, контурных, тематических карт и крупномасштабных планов местности.
Что такое треккинг и хайкинг
Треккинг
Треккинг (от англ. trekking) — это продолжительное пешее путешествие по горам по тропам и вне троп, но в пределах зарегистрированного промаркированного маршрута. В ходе треккинга турист на протяжении нескольких дней двигается от точки к точке и ночует либо в палатке, либо в домике.
Обычно для треккинга требуется вместительный рюкзак и серьёзная экипировка, потому как путешествие может быть почти автономным, если по маршруту нет туристической инфраструктуры. Но так бывает не всегда. Если на маршруте есть турбазы, домики, оборудованные кемпинги, в которых предоставляются палатки на прокат, душ, электричество и кухня, то тяжёлый рюкзак с внушительным снаряжением не потребуется.
Хайкинг
Хайкинг (от англ. hiking) — это, напротив, однодневная пешая прогулка по проложенным в горной местности тропам. Хайкинг может предполагать ночёвку в палатке или в домике, но турист всё равно отправляется в горы налегке с дневным запасом еды и воды. По-другому хайкинг называют ещё путешествием выходного дня (ПВД), и этот вид деятельности хорошо подходит начинающим походникам.
Есть ещё одна разновидность хайкинга, когда туристы на несколько дней останавливаются в домике в горах и от него каждый день совершают радиальные выходы (то есть с возвращением в точку старта) с небольшим рюкзаком, исследуя близлежащие окрестности.
Если совсем упростить, то и треккинг, и хайкинг можно назвать пешим походом. Но эти два слова пришли к нам из английского языка неспроста: хайкинг и треккинг — принципиально разные явления.
Многие люди занимаются хайкингом, не подозревая об этом. Но далеко не все туристы отправляются в многодневные и многонедельные походы, то есть треккинг. Такое увлечение требует специальной подготовки, включая экипировку. Но об этом позже.
Отметим, что на Западе запрещено отклоняться с пеших маршрутов, предназначенных для хайкинга и треккинга, из-за того, что там практически все дикие места относятся к заповедникам. Запрет схода с маркированного маршрута также объясняется мерами безопасности. Например, это везде и всюду встречается в Гималаях.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
В России таких строгих запретов нет, и для походов в нашей стране отлично подходит слово «бэкпекинг». О нём в следующем разделе.
Условные знаки для топографических планов и регулирующая документация
- При её создании руководствуются специальными утверждёнными знаками.
- Они указываются в отдельной документации и имеют единую систему нанесения.
- В статье мы подробно рассмотрим регламентирующие документы и дадим ссылку на них.
Регулирующая документация по ГОСТу
ЦНИИ геодезии составил единый перечень условных знаков. Это удобно тем, что в представленных ниже СП, ГОСТах описаны все топографические обозначения. Геологи, проектировщики и строители могут пользоваться ими в своей работе.
Отпадает необходимость каждый раз детально описывать параметры сооружения, местности, коммуникационных линий или ландшафта. Достаточно изобразить эти сведения одним из утверждённых знаков. А другие люди смогут прочесть план (без лишних формулировок), понять его суть, проводить по нему строительство.
Список регулирующих стандартов для создания карт:
- ГОСТ Р 51872-2002 – регулирует составление исполнительной схемы. В неё вносятся все проведённые рабочие изменения, которые не указаны в исходных чертежах. Например, перепланировка размещения или изменение размеров сооружения, смещение укладки коммуникационной линии. На схему наносятся разбивочные оси, положение строения, его элементы, размеры, высоты.
- СП 11-104-97 – регламентирует проведение работ по выяснению климата на данном участке, обнаружению природных стройматериалов, наличию водных источников, леса, болот и т.д. СП предусматривает нанесение на карту данных о найденных высотах, выборе трассы для проложения коммуникационных сетей, рельефе, плотности геодезических точек, методе их фиксации на участке.
- СП 47.13330.2012 – устанавливает нормы лабораторных исследований грунта. Изучается состав, плотность, консистенция, влажность, пористость грунта. Эти параметры пригодятся для вычисления качества взаимодействия грунта с бетонными или металлическими конструкциями. Грунт проверяют на механические показатели – растяжение, сдвиг, сжатие. Результаты исследования заносятся на карту.
Только в этих нормативных документах отмечаются разрешённые допуски по вычислению координат зданий.
Помимо СНиПов и ГОСТов, геодезисты опираются ещё на два акта.
Акт действителен с 1986 г. и актуален по всем регионам страны.
В нём содержатся:
- таблицы с условленными обозначениями. В них отмечается, как правильно наносить знаки, в зависимости от масштаба;
- пояснения. Все знаки имеют свои номера. Рядом с ними, квадратными скобками выделены объяснения. Они показывают особенности отдельного знака, размеры, объёмы, габариты подземных, надземных коммуникаций, кабельных линий, дорог, строений;
- список сокращений;
- указатель обозначений по алфавиту.
Каждая из приведённых таблиц содержит условленные знаки по таким категориям:
- Расположение геодезических точек (на скалах, курганах, буграх, сооружениях, в стенах зданий, на углах).
- Строения и их конструктивные детали (жилые, нежилые, разрушенные, строящиеся, одноэтажные, многоэтажные, церкви, мечети, вышки, колонны, метро, переходы, балконы, крыльцо, террасы, навесы).
- Места государственного значения (заводы, котельные, фабрики, подстанции, шахты, колодцы, вышки).
- Железная, автомобильная, грунтовая дороги, тропинки (фуникулёры, тоннели, стрелки, шлагбаумы, светофоры, дорожные указатели, остановки).
- Водные источники, мосты, переправы (пляжи, моря, озёра, речки, каналы, рифы).
- Рельеф (курганы, горы, холмы, впадины, вулканы).
- Растительность (леса, рощи, заросли, кусты).
- Грунты (пески, камни, болота, солончаки).
- Ограждения (заборы, калитки, границы участка).
- Виды чертёжных шрифтов.
Документ «Условные знаки для топографических планов 1:25000, 1:50000, 1:100000»
Документ по содержанию схож с предыдущим. Только обозначения приводятся в больших масштабах.
Он включает в себя такие разделы:
- Условленные обозначения.
- Шкала цветов, которые применяются при печати карт.
- Объяснения к условленным знакам.
- Список условленных сокращений по алфавиту.
- Сокращённое наименование регионов, областей.
Нанесение строго установленных обозначений на карту – обязательно для всех предприятий, занимающихся картографией и строительством.
Заключение
Условные знаки для топографических планов облегчают труд картографов. Они обозначаются разными геометрическими, графическими, буквенными значками. Используются линии, пунктиры, диаграммы, точки, стрелки. Существует более 20 цветов для выделения разных сооружений. Применяя условные знаки и пояснения к ним – легче вести работу и меньше вероятность допуска ошибок.
Реки и водные ресурсы
Скорость и направление течения реки (0,6 м/с) | |
Характеристика рек и каналов: 30 — Ширина (м), 0,8 — Глубина (м), К — Тип грунта (К — каменистый, П — песок, Т — твердый, В — вязкий) | |
Отметка урезов воды, высота берега над уровнем моря (393м) | |
Броды: 0,3 — глубина, 10 — длина, К — каменистый грунт, 1,0 — скорость (м/сек) | |
Болото проходимое | |
Болото непроходимое | |
Характеристика мостов: Д — материал постройки (Д — деревянный, К — каменный, ЖБ — железобетонный), 43 — длина моста, 4 — ширина проезжей части (м), 10 — грузоподъемность в тоннах |
Растительный покров
Породы деревьев. Характеристика древостоя: 22 — высота деревьев, 0,30 — толщина, 4 — расстояние между деревьями. | |
Редкие деревья, лесотундра | |
Границы болота, леса и горной местности |
Тропы, дороги, похожие объекты
Лесная просека и ширина в метрах (2м) |
Полевые и лесные дороги |
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам. |
Грунтовая дорога, 6 — ширина проезжей части в метрах |
Гать — дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 — ширина проезжей части |
Гать |
Ж/Д полотно |
Газопровод |
Линии электропередач (ЛЭП) |
Разобранная железная дорога |
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост |
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень) |
Рельеф
Обрывистые берега рек, скальные обнажения, пармы |
Горизонтали рельефа с обозначением относительной высоты (260 м) |
Горная местность без растительного покрова, покрыта камнями-курумами и скалами-останцами |
Горная местность с растительным покровом и редкими деревьями, видна граница леса |
Скалы-останцы с высотой в метрах |
Ледники |
Скалы и скалистые обрывы |
Отметка высот (479,2 м) |
Степная область. Рядом граница леса |
Пески, пустыни |
- Граница леса и тундры, далее — горный пояс (гора Иремель, Юж. Урал)
- Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)
- Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)
- Гать — дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)
- Скальное обнажение, парма (Камень Великан, Ср. Урал)
- Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)
Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком.
Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть здесь.
Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках.
Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени.
Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны, — а если не поняли,то не беда! Главное — запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.
Олег Приходько
Топографический диктант – карточки с заданиями
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
Задание на знание топографических (условных) знаков:
Прочитайте текст. Замените выделенные слова условными знаками.
Дедушка купил внуку мопед. Внук решил покататься. Он поехал на автозаправочную станцию и заправил полный бак. Мальчик ехал по грунтовой дороге. Мимо мелькали памятник, колодец, деревянная мельница, каменная церковь, пасека. В конце деревни он выехал на полевую (тропу) дорогу. Проехал мимо отдельно стоящего куста, затем мимо группы кустарников на лугу. Вскоре мальчик оказался в хвойном лесу . За лесом он увидел обрыв, а за ним – дом лесника . Домой мальчик решил вернуться другой дорогой – через просеку , мимо фруктового сада, обогнув овраг. И наконец-то он дома!
Задание на знание топографических (условных) знаков:
Прочитайте текст. Замените выделенные слова условными знаками.
Бабушка купила внучке велосипед. Внучка сразу же поехала кататься. По грунтовой дороге она проехала мимо колодца и памятника и, доехав до школы, свернула на лесную дорогу (тропу ). Там в смешанном лесу мимо оврага девочка доехала до болота. Она испугалась, что заблудится и решила скорее вернуться домой. До школы девочка ехала той же дорогой. А затем мимо огородов и фруктового сада доехала до дома. Мама разрешила девочке ещё немного покататься недалеко от дома . Девочка каталась по лугу. Когда ей стало скучно, она решила прокатиться до железнодорожной станции , а затем до автозаправочной станции , а затем до железобетонного моста на реке Бишкилька. Думаю, вы догадались, что было, когда девочка вернулась домой, ведь мама просила кататься недалеко от дома.
Рисуйте условные знаки в пронумерованные ячейки в том порядке, в котором они встречаются в тексте. Будьте внимательны!
Источник статьи: http://infourok.ru/topograficheskiy-diktant-kartochki-s-zadaniyami-444964.html
План местности
Для того чтобы вести хозяйство и изучать природу, необходимы изображения участков поверхности земли. Местность, имеющую небольшую площадь, можно сфотографировать или нарисовать. Обычно фотографию делают с земной поверхности. Поэтому ближние предметы, изображенные на ней, заслоняют дальние. И фотография, и рисунок дают нам определенное представление о местности. Однако на них нельзя увидеть, какими формами и размерами обладает участок в целом. Объекты, которые размещены на поверхности, будут лучше видны, если фотографию участка сделать сверху, допустим с самолета. Изображение, полученное таким способом, называется аэрофотоснимком. Объекты, представленные на нем, похожи на то, как они выглядят на местности. Их взаимное расположение и размеры будут видны на этом изображении.
План местности также передает вид сверху. Однако есть множество различий между ним и фотоснимком. План местности представляет собой чертеж, выполненный на бумаге. На нем изображен в уменьшенном виде небольшой участок поверхности земли. Планы отличаются от других изображений тем, что все объекты, представленные на них, показаны условными знаками. Их разновидностей существует очень много. Самые простые из них, где изображены лишь отдельные объекты, именуются схемами. План местности является разновидностью топографической карты.
Условные знаки
бывают контурные, линейные и внемасштабные.
-
Контурными
(площадными) знаками
показаны, например, озера; -
Линейными знаками —
реки, дороги, каналы. -
Внемасштабными знаками
на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.
Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков
Рис. Основные условные знаки
Рис. Условные знаки местности
Изолинии
Есть отдельная категория условных знаков — изолинии,
т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами
, линии равной температуры воздуха — изотермами
, линии равных высот земной поверхности — изогипсами
ил и горизонталями.
Рис. 2. Примеры изолиний
Способы картографирования
Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы .
Способом ареалов
показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения
используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном
показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном —
подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).
Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки
Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой
(рис. 4).
Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы
К способу картодиаграммы
прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой
называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.
Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки
Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки туриста. Про аптечку туриста прочитать можете здесь.
Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчтать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.
Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно, разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.
Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.
И помните, к планированию маршрута следует подходить максимально серьезно.
Как разработать маршрут похода
Как создать дорожную карту проекта
Сначала нужно определиться со следующими элементами.
Задачи: чему посвящена дорожная карта? Это может быть, например, небольшой новый проект или пятилетняя стратегия развития компании. От особенностей задачи зависит структура и формат дорожной карты.
Структура: в каком виде будет представлена дорожная карта? Это может быть рисованная линия с контрольными точками, таблица со столбиками и ячейками или канбан-доска. Выбор структуры зависит от масштаба проекта и от того, насколько его команды зависят друг от друга: можно ли запараллелить некоторые задачи или все они должны идти линейно, друг за другом.
Приоритеты: на каких деталях проекта нужно сделать акцент? Здесь определяют, какие задачи в проекте самые важные, и какие контрольные точки нужно пройти, чтобы успешно их завершить.
Ответственные: с кого спрашивать результат каждого этапа? Обычно ответственными назначают руководителей отделов или самых опытных сотрудников.
Дорожные карты проектов предполагают командную работу, поэтому создавать их важно тоже в команде. Все ответственные исполнители составляют карты в рамках своего отдела или этапа проекта
Они пишут, что и когда нужно сделать, как будет выглядеть результат и кому его передать. Получившиеся мини-карты собирают в единую — так выстраивается понятная и логичная картина всего проекта.
Фото: bbernard / Shutterstock
Вот три совета, как сделать, чтобы дорожная карта работала эффективно:
- Не делайте карту слишком детальной. Помните о том, что дорожные карты должны показывать вид на проект «с вертолёта»: без погружения в задачи и подзадачи. Так удобнее контролировать взаимосвязи и последовательность процессов.
- Пересматривайте карту регулярно — например, раз в две недели или раз в месяц — и обновляйте информацию в ней, если какой-то этап выбивается из дедлайнов. При этом последовательность процессов на карте должна быть достаточно гибкой для того, чтобы можно было вносить изменения, не ставя под угрозу выполнение всего проекта.
- Проводите регулярные встречи с командой проекта. Так можно вовремя решить возникшие проблемы, а также убедиться, что у всех исполнителей одинаковое видение процессов.
Пояснительные знаки
Пожалуй, самой информативной является группа пояснительных условных знаков. С их помощью указывают дополнительные характеристик изображаемых объектов местности. К примеру, синяя стрелка в русле реки указывает направление ее течения, а количество поперечных штрихов на обозначении железной дороги соответствует числу путей.
На картах и планах, как правило, подписываются названия городов, поселков, сел, горных вершин, рек и прочих географических объектов. Пояснительные условные знаки могут быть числовыми или же буквенными. Буквенные обозначения чаще всего подаются в сокращенном виде (например, паромная переправа обозначается в виде сокращения «пар.»).
В каких сервисах можно создать дорожную карту проекта
Есть несколько способов составления дорожных карт — начиная от электронных таблиц или презентаций и заканчивая специальными сервисами. Рассмотрим популярные варианты.
Электронные таблицы Excel или «Google Таблицы». Самые простые инструменты, которые легко освоят даже новички. Желательно создавать карты в онлайн-сервисах, чтобы любой участник команды мог редактировать свои этапы в любой момент.
В таблицах можно отразить все необходимые элементы дорожных карт — цели, этапы выполнения, сроки, имена ответственных — и визуализировать их так, чтобы было удобно отслеживать изменения.
Один из распространённых методов создания дорожных карт в таблицах — диаграммы Ганта. Подробно мы разбирали этот инструмент здесь.
Обычно диаграмма Ганта состоит из двух панелей: в левой дан список этапов работы, в правой — шкала времени (дни, недели, месяцы). Диаграмма включает контрольные точки внутри этапов проекта.
В «Google Таблицах» есть специальный , с которым можно легко создать свою дорожную карту, заполнив необходимые поля. Шаблон доступен для всех, у кого есть аккаунт Gmail.
Пример дорожной карты проекта в виде диаграммы Ганта в «Google Таблицах»Скриншот: Skillbox Media
Презентации PowerPoint, Keynote или Google Slides. Построение дорожных карт на этих платформах похоже на создание их в таблицах, однако этот вариант даёт больше возможностей для визуализации. Здесь также лучше использовать онлайн-сервисы, чтобы можно было создать общий доступ для всех команд.
Специальные сервисы. Они разработаны специально для ведения общих проектов, поэтому удобны для быстрого обновления и синхронизации в реальном времени. Рассмотрим подробнее две популярные платформы — Miro и Weeek.
Miro — сервис для совместной работы команд. В нём можно полностью самостоятельно составить дорожную карту на собственной онлайн-доске или воспользоваться уже готовыми шаблонами. Вот пример шаблона дорожной карты в виде временной линии с контрольными точками, где прописаны основные процессы проекта и ответственные исполнители.
Пример дорожной карты в виде временной линии на онлайн-доске MiroСкриншот: Skillbox Media
WEEEK — многофункциональная площадка, где есть таск-трекер, CRM и другие полезные инструменты для общей работы команды. Чтобы составить дорожную карту здесь, нужно перейти в раздел таск-трекинга и выбрать создание проекта. В итоге получится канбан-доска, где можно обозначить важные этапы проекта и дедлайны и распределить задачи между исполнителями.
Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767
Стоит также отметить, что порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог установлен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767 «О классификации автомобильных дорог в РФ».
В целом для автомагистралей устанавливается 1А категория, для скоростной дороги — 1Б категория, а для обычной автодороги — 1В, II, III, IV и V категории.
Определение категории дорог происходит путем проведения специальной оценки технического состояния транспортного пути. В случае если классифицируется федеральная дорога общего пользования, то оценивающим органом является Федеральное дорожное агентство, при классификации федеральной дороги необщего пользования — федеральное учреждение исполнительной власти, в ведении которого состоит указанная автомобильная дорога, при классификации дорог регионального или межмуниципального значения — орган исполнительной гос.власти субъекта РФ. При определении категории улиц и дорог местного значения оценивающим органом является орган местного самоуправления, при квалификации частной автодороги — ее собственник.
Отнесение федеральной дороги к какой-либо категории производится в течение 30 дней с момента приемки итогов работ по оценке технического состояния автодороги.
Что такое дорожная карта и чем она отличается от плана проекта
Дорожная карта проекта (roadmap) — документ, в котором перечислены цели проекта, его ключевые этапы, контрольные даты и ответственные исполнители. Обычно дорожную карту создают в самом начале проекта. На основе карт формируют подробные планы и графики.
Чаще всего дорожные карты применяют в проектах, в которых участвует несколько рабочих групп
Команды таких проектов могут быть полностью автономными, но для них важно придерживаться пунктов дорожной карты, чтобы не сойти с общего маршрута. Например, над выпуском новой кредитной карты работают сразу несколько подразделений банка — дизайнеры, маркетологи, юристы, техподдержка
У каждой команды — свои задачи, но они соответствуют общей стратегии, описанной в дорожной карте.
У дорожной карты и плана проекта много общего. Оба документа отражают суть проекта. Они описывают, по какому пути нужно идти, чтобы успешно завершить проект. И план, и дорожную карту можно корректировать во время выполнения, если на каком-то из этапов произошёл сбой — например, если поставщик задержал партию важных комплектующих.
Главное отличие дорожной карты от плана в том, что карта представляет собой только общий обзор проекта, без детализации всех этапов, в то время как в плане подробнее расписаны все задачи проекта.