Изучение глубины промерзания грунтов
Как группа Дятлова должна была проводить для Управления гидрометеослужбы изучение глубины промерзания грунтов в 1959 году?
Разные туристические группы во время своих походов проводили измерения промерзания грунтов для ученых. Полученные данные сверялись с данными ученых и использовались или, как упоминается в нижеописанном случае в журнале «Наука и образование», подвергались сомнению.
«… В природе сезонное оттаивание грунтов не происходит выше границы снеговой линии, т.е. границы, выше которой выпадающие твёрдые осадки в виде снега постоянно сохраняются на горизонтальной незатенённой поверхности. В окружающих рассматриваемую территорию горных системах современное оледенение установлено только в примыкающем к юго-западной границе Якутии хребте Кодар, расположенном между 56040’ и 57030′ северной широты, самая высокая вершина которого достигает 3073 м над уровнем моря.
По отчётам туристических групп, снеговая линия в его пределах находится в интервале высот 2200-2600 м. Однако эти данные вызывают серьёзные сомнения в их достоверности, поскольку они не согласуются с исследованиями ИМЗ СО РАН, проведёнными под руководством профессора
И.А. Некрасова в течение 1971-1976 гг. в горной системе хребтов Черского на северо-востоке Якутии. Хотя этот регион находится гораздо севернее (между 64020′ и 680 северной широты), высота снеговой линии в его пределах изменяется лишь ненамного ниже, а именно: от 2150 до 2500 м.
В более ранней публикации сообщается, что на хребте Кодар фирновая линия проходит на высоте 2400 м, а язык ледника спускается до 2200 м. Поскольку фирновая линия, в конце лета отделяющая область ледника, покрытую фирном от области обнажённого льда, может находиться как выше снеговой линии, так и ниже её, то вопрос об истинном положении снеговой линии на хребте Кодар остаётся открытым. Скорее всего, в отчётах туристических групп за снеговую линию принята либо нижняя кромка языков ледника, либо нижняя граница снежников, накапливающихся в глубоких узких трогах и в карах, а потому она явно занижена…»
(Закономерности сезонного протаивания и промерзания грунтов в южной Якутии.«Наука и образование», 2013, №1)
Глубина промерзания почвы измеряется при помощи установленного на исследуемом участке приспособления — мерзлотомера, который представляет собой стальную трубу с отверстиями, в которую установлена заполненная почвой пластиковая трубка или пластиковый шланг с водой, погруженный на полтора метра в железную трубу, вкопанную в землю.
Такая труба с отверстиями была найдена в 2008 году на северном отроге горы Холатчахль — ниже найденной поисковиками палатки группы Дятлова.
…Наиболее крупной находкой была стальная полутораметровая труба диаметром 10 см , толщиной стенки 3 мм с внутренней нарезкой.
Мы предположили, что она – от геологического керна. Она могла быть использована и как труба печки (армейской палатки поисковиков), — вот только я позабыл спросить у ребят, был ли внутри слой копоти. Понятно, что для печки могли использовать любую подходящую трубу. Трубу эту поисковики могли использовать и для водостока из ручья, когда тот был еще под снегом.
Мы поспорили насчет происхождения зондов и другого металлического снаряжения, — где и как их сделали, и брали ли что-то у геологов. Наиболее разумное объяснение было такое: зонды и другие металлические предметы (например, печки для палаток), скорее всего, были сделаны на ВИЗе, — Верхне-Исетском заводе Свердловска. Это был сталепрокатный завод, изготовлявший качественную трансформаторную сталь. Дело в том, что руководитель поисковых работ Масленников Е.П. на ВИЗе был и парторгом, и одним из руководителей производства, — ему ничего не стоило заказать и сделать подобную «мелочевку» на своем заводе. Для этого ему достаточно было только снять трубку телефона и дать указание. А в качестве труб для печки могли использовать любые подходящие трубы, найденные на складе завода или в его металлоломе. Так из лома могло на исток Лозьвы попасть все, что угодно, — даже ствол от миномета…
Я подробно расспросил ребят об этой трубе, но вот осмотреть ее сам почему-то не догадался. Увы, эффект отвлеченного внимания… «Хорошая «мысля» приходит опосля для нашего «осля»…
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3018&code=1
На этой фотографии запечатлён не процесс установки палатки, а раскопка и извлечение мерзлотомера на метеоучастке.
Фото было сделано для отчёта о выполненном задании.
П.П. Семенов Тян-Шанский(1827-1914)
Петр Петрович Семенов родился в семье небогатого помещика в с. Урусово Рязанской области. Он рано потерял родителей и был в доставлен самому себя, подолгу бродил по окрестностям усадьбы, наблюдал за дикой растительностью, разнообразным животным миром, мечтал многое увидеть. Эти его увлечения в раннем детстве переросли в глубокую страсть к путешествиям, в любовь к географии и живой природе. Будучи в военной школе гвардейских подпрапорщиков (в 15 — 18 лет), он так же, как и детстве, увлекается естественными науками в 1845 год. Семенов поступает в Петербургский университет.
В 1849 году он был избран действительным членом Русского географического общества, работа котором сформировала его как географа. В 1851 году Советом Петербургского университета Петр Петрович был удостоен магистерской степени по ботанике за работу «Придонская флора в её отношениях с географическим распределением растений по поверхности Европейской России». В то же время он приступает к переводу книги известного немецкого географа К.Риттера «Землеведение Азии».
Чем больше он знакомился с материалами об Азии, тем все более пробуждался в нем интерес к этому малоизвестному краю, неудержимо манили к себе бескрайние азиатские просторы. П.П.Семенов слушал в Берлинском университете лекции К.Риттера о Высокой Азии. И таинственность небесных гор увлекла его воображение. В своих мемуарах П.П.Семенов — Тян-Шанский писал: «Проникнуть вглубь Азии, на снежные вершины этого недосягаемого хребта, который великий Гумбольдт считал вулканическим, и привести ему несколько образцов из обломков скал этого хребта, а домой богатый сбор флоры и фауны, новооткрытой для науки страны — вот что казалось самым заманчивым для меня подвигом».
Он тщательно готовился к осуществлению своей мечты. В Германии, Швейцарии, Италии Петр Петрович прослушивает теоретические курсы по различным отраслям геологии и географии, кропотливо изучает горные породы и вулканически явления, совершает многочисленные тренировочные восхождения на вершины гор.
Наконец, в 1856 году тридцатилетний магистр ботаники Петр Петрович Семенов, проникнув к Иссык-Кулю и в горную систему Центрального Тянь-Шаня, стал первооткрывателем этой горный страны в той сфере человеческой деятельности, которая питается могущественным инстинктом познания — в науке. Он увидел Тянь-Шань глазами ученого. Именно поэтому остался в истории под именем Семенова Тян-Шанского.
На подступах к Иссык-Кулю Семенов убедился в том, что р. Чу не вытекает из озера, как ошибочно полагали и Риттер, и Гумбольдт. Семенов обнаружил закономерную смену по вертикали пяти высотных географических зон. Это было вторым большим открытием.
С восхождением на ледник, названный потом ледником Семенова, начались, по сути, гляциологические исследования на Тянь-Шане, Семенов возвестил о том, что в открытой им горной стране ледников несметное количество и что именно они являются источниками всех великих рек Азии, что схема расположения хребтов Тянь-Шаня, намеченная Гумбольдтом, ошибочна. Нет в Небесных горах вулканов, на склонах которых можно было бы собрать те самые обломки вулканических пород, которые ждал в Берлине Гумбольдт.
Велики научные результаты путешествий П.П. Семенова но и это ещё не все.
В горах Тянь-Шаня Семенов познакомился с кыргызами. Народу кочевников и горцев пришелся по душе человек, смело устремившийся в неизведанные горы, любящий природу и людей, чуждый каких-либо предрассудков. Им непонятны были научные цели Семенова, но не могла не вызвать сочувствия его неудержимая энергия в достижении тех мест, которые вызывали суеверный ужас даже у жителей этих гор.
Семенов стал посредником между двумя враждующими пленами: сарыбагышами («Желтый лось») и Бугу («Олень»).
Он, по существу, был первым посланцем русского народа к горцам Тянь-Шаня, которых назвали тогда «кара кыргызами» или «дикокаменными», представления о которых были весьма приблизительными.
В день 50-летней годовщины первой экспедиции Семенова ему было «высочайше позволено именоваться в нисходящем потомстве Семеновым-Тян-Шанским». Работы Семенова явились отправной точкой для исследований И.В. Мушкетова.
Примеры бортового аварийно-спасательного оборудования (БАСО)
БАСО Ан-32:
- Жилет спасательный АСЖ-63П — место установки — два в карманах спинок кресел летчиков и один в кармане перегородке шпангоута №7, слева от кресла штурмана.
- Надувные спасательные плоты ПСН-6АК (СП-12)
- Топор аварийный — на этажерке в грузовой кабине.
- Скоба для зацепления карабина фала коллективных средств спасения (парашютов и надувных спасательных плотов) — одна — около входной двери и две — около бортовых аварийных люков.
- Бортовые аварийные люки.
- Аварийные съемные табло «ВЫХОД» с автономным питанием.
- Аптечка АБ-50 — на этажерке в грузовой кабине.
- Аптечка АБ-3 — в кабине экипажа.
- Электрифицированная кассета с сигнальными ракетами (для стрельбы четырьмя штатными сигнальными ракетами) — по правому борту между шпангоутами №1 и 2, стрингерами №12 и 13 (пульт управления установлен на панели рабочего места штурмана).
- Огнетушитель.
- Две аварийные радиостанции Р-855УМ.
- Аварийный радиомаяк АРМ-406АС1.
- Радиостанция Р-861 «Актиния»
- Инструктивные надписи о порядке открытия аварийных люков пользования плотами и маркировка мест вскрытия обшивки в аварийной обстановке.
БАСО ТУ-134
Выходы:
форточки в кабине, входная дверь, служебная дверь, 4 аварийных выхода на крыло.
Входная дверь оборудована трапом ТН-3 (трап надувной — 3), он находится в буфете кухне под рабочим столом.
Для служебной двери предусмотрен матерчатый желоб ( в гардеробе у служебной двери, на правой стороне фюзеляжа). Аварийные выходы на крыло оборудованы спасательными канатами, которые находятся в специальных нишах облицовки. Аварийно-спасательные жилеты для членов экипажа — в верхнем шкафу переднего багажника (6 штук). Мегафон — в буфете-кухне. Аптечка — в буфете-кухне и в хвосте. Огнетушители:
ОР1-2-вода (1 — в переднем багажнике)
Углекислотный (1 — перед входом в кабину экипажа)
ОР1-2-хладон (1 — перед входом в кабину экипажа, 1 — за последнем рядом кресел) Кислород:
5 КП-24 для членов экипажа (в кабине).
1 КП-24 для бортпроводников (за входной дверью).
КП-21 для пассажиров (из расчета 1 на 10 человек), всего их 7. 3 — в конце 1-го салона, 4 — в хвосте (всё справа по борту, за креслами, в специальной сумке).
3 КП-19 в переднем багажнике. 2 маски ЛП-2 присоединены, 1 убрана и опломбирована.
На некоторых машинах есть аварийные кислородные блоки АКБ-12 для пассажиров (над креслами). Аварийная радиостанция 855УМ — на верхней полке переднего багажника. Надувные плоты — в переднем багажнике (6 штук). Служебные места бортпроводников:
№1 — возле служебной двери (рядом с кабиной экипажа). При аварийной посадке на сушу и на воду — находится там же.
№2 — сидит рядом с входной дверью, при посадке на сушу — вторая (дальняя) пара аварийных выходов на крыло, на воду — у входной двери.
№3 — сидит в хвосте, при посадке на сушу — первая пара аварийных выходов на крыло, на воду — у входной двери.
БАСО А-320
Первые БАСО
Точных данных когда появилось БАСО у меня нет. Думаю, что их стали использовать почти сразу после начала широкого использования самолётов.
Но упоминания про одни из первых бортовые аварийные запасы мной было найдены в книгах Михаила Водопьянова, в которых описывается начало прошлого века.
Книга «Валерий Чкалов»
Книга «Друзья в небе»
Книга «Путь лётчика»
Генофонд человечества
Недалеко от горы Кайлас находится ещё одно странное сооружение – саркофаг Нанду. Его длина почти два километра, высота – 800 метров, а ширина – 300 метров. Он соединён с горой Кайлас тоннелем.
Существование саркофага, как и всё на Тибете, породило массу легенд, споров и догадок. Одна из легенд гласит, что здесь, в состоянии глубочайшей медитации находятся великие Учителя, которые когда-либо были посланы миру. Здесь же хранятся и зашифрованные учения.
Всё это сокрыто для потомков, для того, чтобы в случае гибели цивилизации послужить генетическим кодом для воспроизводства человека. Как это случится, никто из ныне живущих не знает, хотя не исключено, что есть посвящённые Хранители и не факт, что это люди.
По словам Мулдашева, многие параметры показывают, что это как бы огромная каменная ДНК диаметром в 50 км. А гора Кайлас является как бы огромной яйцеклеткой, в которой зреет новая цивилизация. Согласно учениям древних, новая цивилизация будет воспроизведена именно на Тибете.
Учёный уверен, священная гора – полая внутри и именно здесь находится дверь в легендарную Шамбалу. Мало того, он своими глазами видел нечто, напоминающее вход в загадочную страну.
Высший разум откроет доступ к легендарной стране только тогда, когда люди будут готовы к этому, достигнут качественно другого уровня духовного развития. Придёт время и люди разгадают тайны многие тайны Земли, и может быть тогда станут понятны слова тибетских лам:
Модернизированный Ми-26
Одной из самых востребованных вариаций вертолета Halo (американская кодификация) является Ми-26Т. Это пассажирская транспортная тяжеловесная модель, которая занимает особое место в ВС МЧС. Вертолет Ми-26 был модернизирован неоднократно, однако именно версия с литерой «Т» стала определяющей и наиболее эффективной на практике. На сегодняшний день выпуск модели продолжается.
Вертолеты МЧС Ми-26Т оборудованы специальными навигационными и радиоэлектронными приборами, позволяющими выполнять любые аварийно-спасательные задачи даже в сложных климатических условиях. В комплекс устройств входят локаторная система «Веер-М» и модифицированный аппарат командного пилотирования ПКП-77.
Вертолет способен поднимать в воздух до 28 тонн груза. При этом главный отсек может вместить до 80 человек. Экипаж воздушного судна состоит из 3 пилотов. Мощность каждого двигателя – около 11 тысяч л. с. Максимальный скоростной порог – 295 км/ч.
Иссык-Куль: первая остановка исследователя
Планы Семёнова, тем не менее, могли быть омрачены тяжёлым внешнеполитическим положением России после поражения в Крымской войне. Тянь-Шань находился за пределами империи, в основном на территории Кокандского ханства — а акции за пределами страны имели шансы вызвать дипломатический скандал, который в тех условиях державе Романовых был противопоказан. Тем не менее, РГО разрешило Семёнову выезд, снабдив некоторыми средствами, для работы над дополнениями к недавно изданному «Землеведению Азии».
Тянь-Шань на современной физической карте. (www.flickr.com)
В мае 1856 года Пётр Семёнов отправился из Петербурга в путешествие, продолжавшееся около полутора лет. Спустя три месяца он прибыл в совсем недавно основанное поселение Верное (современное Алматы). Там с помощью местной администрации он снарядил небольшой отряд для того, чтобы исследовать хребет и озеро Иссык-Куль до наступления холодов, которые в тех местах были довольно тяжёлыми. Всего вместе с Петром Семёновым изучать красоты местной природы и ландшафтов отправились 30 человек. «Рекогносцировка» закончилась спустя неделю, однако перерыв был недолгий — уже 21 сентября Семёнов в составе экспедиции, состоявшей уже из 80 человек, вновь отправился к озеру для более детального изучения.
Отряд столкнулся с местными племенами, сарыбагышами, с которыми у русской администрации отношения не сложились. Однако, поскольку экспедиция носила научный характер, Семёнову удалось договориться с аборигенами и провести в их поселениях несколько дней, изучая берег Иссык-Куля и хребты, окружавшие его. На обратном пути в верный исследователь совершил восхождение на Кунгей-Алтау. Впоследствии он вспоминал: «Трудно себе вообразить что-нибудь грандиознее ландшафта, представляющегося путешественнику с Кунгея через озеро на Небесный Хребет (таков буквальный перевод «Тянь-Шань» на русский)».
Хребет Кунгей-Алтау. Изображение XIX века. (commons.wikimedia.org)
В начале октября 1856 года экспедиция вернулась в Верный. Семёнов сначала посетил Китай, где встретился с русским консулом, а зиму пересидел в Барнауле, разбирая ботанический и геологический материал, набранный у берегов Иссык-Куля. В то же время он начал подготовку к новому походу.
Бк-117
Используется как для перевозки грузов, так и пассажиров. Выполняет разноплановые задачи. Активно применяется в спасательно-поисковых мероприятиях, эвакуации населения, осуществляет разведку, наблюдение. Способен, при необходимости, задействуется в антитеррористических операциях.
Присутствует возможность дополнительного присоединения лебедки к вертолету, при выполнении спасательных мероприятий. Она оснащена тросом длиной до 300 метром. С ее помощью на борт могут быть подняты одновременно 2 человека. Лебедка имеет поворотную стрелу, которая позволяет транспортировать пострадавшего прямо в салон вертолета.
Бк-117 способен совершать вылеты в любое время и при любых погодных условиях суток. Это возможно благодаря современному пилотажному оборудованию. Вертолет оснащен дополнительно системой навигации «Лоран». Борт вмещает не более 9 пассажиров.
Максимальная скорость Бк-117 составляет 278 км/ч. Он способен подниматься на высоту более 5000 м, и преодолеть расстояние в 450 км. Продолжительность полета не превышает 3 часов.
Финансирование
Медицинский вертолёт стоит в среднем 600 миллионов рублей, медицинский модуль — 20 миллионов, а содержание вертолёта — 2 миллиона рублей в год. Строить вертолётные площадки тоже дорого: 5–45 миллионов рублей в год. Но их необходимо строить. Если больница не оснащена вертолётной площадкой, светосигнальными и гидрометеорологическими системами, вертолёт не сможет сесть ни в плохую погоду, ни в тёмное время суток. Из-за этого придётся отложить вылет и потерять время, которое может стоить пациенту жизни.
Стоимость аренды воздушного судна и фактическое финансирование на полёты. Источник
Социальные гарантии
В Европе и США этот вопрос давно и успешно решен. Пенсионные законодательства США и европейских стран в целом схожи с российским, но в них делаются исключения для представителей опасных профессий, которые выходят на пенсию значительно раньше остальных. Выходя на пенсию, спасатели получают достойное финансовое обеспечение, которое позволяет им безбедно существовать. Более того, их опыт, умение и знания, в которые государство вложило значительные финансовые средства, востребованы.
В России необходима государственная система социальной защиты, которая могла бы использовать вложенные в кадровый ресурс деньги. Одни, имея большой управленческий опыт, могли бы реализовать себя по командной линии. Значительное количество бывших работников СПАСОП и пожарных реализовали бы себя в преподавательской сфере. В крайнем случае их профессиональные навыки после небольшой подготовки могли бы быть использованы в подразделениях авиационной и транспортной безопасности. Вроде бы все логично и понятно, однако у нас в стране подобное применение интеллектуальных кадров из состава вышедших на пенсию специалистов СПАСОП, к сожалению, практически отсутствует, а исключения только подтверждают правило: в России нет системы ротации кадров, нет системы аккумулирования и использования опыта. Объясняется это довольно просто. Во-первых, работодатели крайне неохотно берут к себе в штат пенсионеров. Во-вторых, та же самая система кадров МЧС предполагает успешное функционирование только приближенных к ней структур — как образовательных, так и производственных. Подобный подход исключает массовое появление негосударственных учебных центров по подготовке пожарных и спасателей. Их просто не пустят «в систему», благо для этого полно административных уловок. Таким образом, государством (в лице Минтранса России и МЧС России) отсекается сама возможность потенциального трудоустройства бывших работников СПАСОП. С формальной точки зрения отставные спасатели (а это, как правило, мужчины 35-40 лет или немного старше) могут быть попросту не востребованы.
Для работников СПАСОП не установлены льготы, какие предусмотрены для сотрудников МЧС, которые занимались аналогичным делом. Конституционный суд РФ отметил, что «разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, который заявители фактически ставят перед Конституционным судом Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного суда Российской Федерации, как они определены в ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации». Говоря прямыми словами, это означает, что данный вопрос в юрисдикции Госдумы. Однако хотелось бы отметить, что несколько лет назад так называемая чужая юрисдикция не помешала Конституционному суду вынести постановление по результатам проверки законности некоторых пунктов в законе № 173-ФЗ, проведенной по фактам обращений граждан и субъектов РФ. Результатом выполнения постановления стал принятый закон № 319-ФЗ, вносящий правки в 173-ФЗ. Выходит, это все-таки полномочия Конституционного суда — проводить проверку законности нормативных актов и выносить свои постановления. Один раз это уже было сделано. Так почему нельзя снова инициировать проверку законности?
Винтокрылые спасатели
История отечественной спасательной авиации началась в 1930-е годы, когда при Исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца СССР были созданы первые авиационные подразделения для эвакуации людей, доставки врачей и медикаментов. В 1960-е годы ряды поисково-спасательной авиации пополнились первыми отечественными вертолетами, а модель Ми-2 на долгие годы становится основной летающей машиной скорой помощи. Вертолеты стали незаменимыми помощниками в труднодоступных регионах страны.
Сегодня вертолеты активно применяются в поисково-спасательных операциях. В районах, расположенных вдалеке от крупных населенных пунктов, вертолетные службы выполняют жизненно важные функции. Они помогают искать пропавших людей, спасать потерпевших бедствие на воде, в горах, доставлять пострадавших в медицинские учреждения. Преимущества вертолета в том, что он может садиться на неподготовленные площадки, а в некоторых случаях эвакуировать людей даже без приземления. В условиях городской застройки и плотного трафика вертолет быстрее доберется до места техногенной катастрофы, пожара или дорожно-транспортного происшествия. Вертолетная техника эффективнее других видов транспорта способна укладываться в «золотой час», медицинская помощь в течение которого наиболее результативна.
Ми-2 полярной авиации
В России существует несколько организаций, применяющих вертолеты для спасения людей. Министерство по чрезвычайным ситуациям по данным на октябрь 2019 года владеет парком из 57 вертолетов. Это модели Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т и зарубежные машины Bo 105 и ВК 117. Они используются для авиаразведки, борьбы с паводками и пожарами, участвуют в санитарной эвакуации и перевозят гуманитарные грузы. Вертолетчики МЧС работали в местах вооруженных конфликтов, спасали людей во время землетрясений, сильнейших пожаров и наводнений, участвовали в международных операциях.
В 2003 году в Москве был создан Московский авиационный центр, который обеспечивает ежедневное и круглосуточное дежурство вертолетов легкого класса в столице. Такой режим работы был введен к Чемпионату мира по футболу 2018 года и показал свою эффективность. Специалисты МАЦ летают на вертолетах Ми-26Т, Ка-32А, ВК 117С-2 и Bell 429. В 2019 году более 650 человек воспользовались помощью вертолетов Московского авиационного центра, было совершено 46 вылетов на пожары. Более 12 крупных пожаров Москвы потушены в том числе силами вертолетов МАЦ.
Ежедневно дежурство несут два пожарных и три санитарных вертолета. В управлении центра находится 5 вертолетных площадок на территории городских клинических больниц, одна площадка на МКАД и 21 площадка в Новой Москве. Долететь до любой точки Москвы вертолет может за 7-15 минут. С 2019 года при центре работает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО), бригады которой круглосуточно находятся в повышенной готовности к работе с применением оборудования и средств спасения в случае возникновения ЧС. Спасатели имеют допуск к беспарашютному десантированию с борта вертолета. С помощью спускового устройства спасатель может опуститься, например, на крышу многоэтажки и в сцепке с собой эвакуировать человека.
Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется программа развития санитарной авиации, направленная на обеспечение своевременной медицинской помощью граждан, проживающих в труднодоступных районах нашей страны. На сегодняшний день на дежурстве в регионах РФ находится более 100 санитарных вертолетов, основную массу которых составляют машины типа Ми-8 и «Ансат». За время действия программы, запущенной в 2016 году, в медицинские учреждения было перевезено на вертолетах уже более 20 тысяч пациентов.
Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах
Аварийно-спасательные работы (АСР) при авиакатастрофах первоочередной задачей ставят спасение людей, оказание им необходимой медицинской помощи и эвакуацию их с места катастрофы. Затем (или по возможности одновременно) выполняются операции направленные на локализацию последствий катастрофы, тушение возникших возгораний, устранение нежелательных экологических последствий и предотвращению возможного нанесения материального ущерба. При авиационных инцидентах, как и в других случаях аварий связанных с угрозой жизни и здоровью людей, от скорости реагирования служб спасения напрямую зависит количество спасённых. Данные службы должны быть готовы в максимально сжатые сроки привести в полную боевую готовность личный состав, требуемую технику и оборудование.Аварийно-спасательные работы на земле и воде
Авиакатастрофы могут произойти на значительном удалении от аэропорта и стационарного базирования подразделений МЧС. В данной ситуации требуется максимально оперативно организовать мероприятия по поиску места падения воздушного судна. При аварийной посадке самолёта на воду к проведению АСР привлекаются водолазы-спасатели. Необходимо обеспечение сезонным оборудованием для погружений. При локализации места падения самолёта поисково-спасательным отрядам необходимо кроме принятия мер по спасению и оказанию первой помощи пострадавшим, не допустить возникновения и распространения паники, которая значительно затруднит проведение аварийно-спасательных работ. В случае нахождения места крушения в труднодоступной местности (гористой, лесной, болотистой и т.п.) на минимально возможном расстоянии разворачивается лагерь-база и штаб по координации проведения АСР. Данная база должна иметь всё необходимое оборудование и снаряжение для оказания медицинской помощи пострадавшим.