Морские навигационные карты, определение направлений и местоположения в морской навигации

Морские навигационные карты в зависимости от масштаба подразделяют.

Планы с масштабом от 1:500 до 1:25 000, используемые при заходах на рейды, в порты, бухты. Частные морские карты с масштабом от 1:25 000 до 1:50 000, используемые при плавании при проходе узкостей, в шхерах и непосредственно у берегов. Путевые морские карты с масштабом от 1:100 000 до 1:500 000, которые применяются при плавании судна на значительном удалении от берегов. Генеральные морские карты от 1:1 000 000 до 1:5 000 000.

Морские карты не имеют регулярной системы покрытия морских просторов, так называемой разграфки. Поэтому подбор карт производится по каталогам, издаваемым, например, для российских карт Главным управлением навигации и океанографии ВМФ.

классификация морских карт

 
Все морские карты делятся на навигационные, справочные и вспомогательные карты. Навигационные карты предназначены для решения различных навигационных задач и являются обязательным официальным документом. Навигационные морские Карты подразделяются на общие и специальные.
 
В зависимости от масштаба общие навигационные карты делятся на генеральные, путевые, частные карты и планы.
 

Генеральные карты составляются в масштабах 1:500000 — 1:5000000 и служат для ведения счисления пути судна при плавании в открытом море, предварительной прокладки и общих навигационных расчетов.
 

Путевые карты предназначаются для обеспечения плавания вблизи берега и на некотором удалении от него. Такие карты составляются в масштабах от 1:100000 до 1:500000 по главной параллели.
 

Частные карты предназначены для обеспечения судовождения при плавании в непосредственной близости от берегов и стесненных навигационных условиях, составляются они в масштабах от 1:75000 до 1:25000.
 

Планы предназначаются для обеспечения входа в порты, гавани, бухты, на рейды, якорные места и для плавания в пределах их акватории. Планы составляются в масштабах 1:1000 — 1:25000.
 

Специальные навигационные карты отличаются от общих навигационных карт тем, что имеют дополнительную нагрузку для решения отдельных навигационных и других задач. К специальным навигационным картам относятся: радионавигационные карты, предназначенные для определения места судна с помощью РНС; навигационно-промысловые карты с подробной грунтовой характеристикой морского дна и др.
 

Справочные и вспомогательные карты различны по содержанию и назначению. Обычно вспомогательные карты представляют собой картографическую сетку без специальных элементов морской обстановки. К числу их относятся карты-сетки, бланковые карты, карты для расчетов плавания по дуге большего круга и др. Справочные карты предназначены для изучения физико-географических и других элементов района плавания, которые не могут быть показаны на навигационных картах. К справочным картам относятся карты радиомаяков и радиостанций, карты рекомендованных путей, карты гидрометеорологических элементов, карты элементов земного магнетизма, сборные листы, атласы (физико-географических данных, приливо-отливных течений, поверхностных течений, волнения, ветра и др.).
 

ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ

Воздушные массы

В процессе общей циркуляции атмосферы воздух тропосферы разделяется на отдельные воздушные массы. Воздушная масса, формирующаяся в Арктике (Антарктике), называется арктическим воздухом; в умеренных широтах – полярным воздухом; в субтропиках и тропиках – тропическим воздухом и в районе экватора – экваториальным воздухом. Воздушные массы каждого географического типа делятся на морские и континентальные.

  • Западная европа как регион трудовых миграций населения доклад

      

  • Народные праздники дагестана доклад

      

  • Ястреб доклад для 3 класса

      

  • Озеро гурон доклад 6 класс

      

  • Доклад на тему подростковый суицид как помочь детям избежать его

Единицы длины на карте меркаторской проекции

secφsecφsecφэкваториальных миляхconstМеридиональная часть (МЧ или D) → расстояние по меридиану от экватора до данной параллели, выраженное в экваториальных милях.МЧ

МЧ

где  → эксцентриситет эллипсоида вращения;
а, в → большая и малая полуоси земного эллипсоида.

МЧтабл. 26 «МТ-75» (с. 280÷287)φаРазность меридиональных частей (РМЧ) — расстояние по меридиану на проекции Меркатора между двумя параллелями, выраженное в экваториальных милях.Меркаторская миля — РМЧ двух параллелей, отстоящих друг от друга на 1′.Меркаторская миляφслужит для измерения расстояний на картеДлина меркаторской мили изменяется с широтой (φ) пропорционально secφвеличина морской мили остается во всех широтах постояннойφφизмерять расстояния на карте в проекции Меркатора по вертикальной рамке в той же средней широте, где лежит измеряемый отрезокЕдиница карты — длина изображения одной экваториальной мили на меркаторской карте, выраженная в линейных мерах (длина изображения 1′ дуги параллели в проекции Меркатора).Единица карты зависит от ее масштабаглавной параллелиПостроение меркаторской карты начинается с вычисления единицы карты.СЭе

где  Р – длина 1′ дуги главной параллели (φ) в мм, (для φ = 60° → Р = 0,502.168 (из табл. 6.3) · 1852.000 = 930.015)
С – знаменатель главного масштаба карты;
М = 1/С – главный масштаб.

Таблица 4.2.- Длина минуты дуги меридиана и параллели (из табл. 2.29 «МТ-2000»)

φ° Длина минуты меридиана (мили) Длина минуты параллели (мили) φ° Длина минуты меридиана (мили) Длина минуты параллели (мили)
02468101214 0,995 1070,995 1190,995 1550,995 2160,995 3000,995 4080,995 5390,995 692 1,001 8121,001 2060,999 3880,996 3610,992 1270,986 6920,980 0620,972 244 4648505254565860 1,000 2991,000 6501,000 9991,001 3431,001 6821,002 0131,002 3351,002 647 0,697 1250,671 5860,645 2210,618 0630,590 1450,561 4990,532 1620,502 168
161820222426283032343638404244 0,995 8660,996 0620,996 2770,996 5100,996 7620,997 0300,997 3130,997 6100,997 9190,998 2390,998 5680,998 9060,999 2490,999 5970,999 947 0,963 4870,953 0850,941 7640,929 3010,915 7080,901 0030,885 2010,868 3220,850 3850,831 4100,811 4220,790 4420,768 4960,745 6100,721 810 626466687072747678808284868890 1,002 9471,003 2321,003 5031,003 7581,003 9941,004 2131,004 4101,004 5881,004 7431,004 8761,004 9851,005 0711,005 1321,005 1701,005 182 0,471 5540,440 3580,408 6170,376 3700,343 6570,310 5180,276 9950,243 1280,208 9590,174 5300,139 8850,105 0660,070 1170,035 0800
45 1,000 123 0,709 577

емодули параллелейυМμРДλсущность построения меркаторской карты состоит в том, что меридианы проводятся на расстояниях, пропорциональных РДλ), с учетом масштаба, а параллели – на расстояниях, пропорциональных РМЧ, с учетом того же масштаба. Как РД, так и РМЧ выражены при этом в одних и тех же постоянных единицах – экваториальных милях.5. Локсодромия на земном шаре и на меркаторской картеЛоксодромияК

Рис. 4.2. Локсодромия на земном шаре

свойства локсодромии

  • при К = 0°(180°) — локсодромия совпадает с меридианом;
  • при К = 90°(270°) — локсодромия совпадает с параллелью, а при φ = 0° – с экватором;
  • при любых других К – локсодромия является логарифмической спиралью, стремящейся к полюсу, но никогда его не достигающей;
  • локсодромия своей выпуклостью обращена к экватору.

аналитического счисленияАХ, УХК

Необходимое предуведомление

Хотя мы живем в век самолетов, космических станций и электромобилей Tesla (в том числе летающих в космосе), кровеносной системой мировой торговли до сих пор является именно судоходство, главным образом морское: более 90% всех грузов между странами на планете перевозится по воде. Причем их объем растет, а значит, растет и спрос на средства доставки как можно бóльшего объема грузов за один рейс — это дешевле, экологичнее и эффективнее. Все вместе плюс тяга человечества к созданию предметов покрупнее (и чем больше, тем лучше) привело к появлению огромных плавучих сооружений — торговых судов разного типа.

Под торговыми судами понимаются любые самоходные и несамоходные плавучие сооружения, использующиеся для перевозки грузов и пассажиров, для рыболовства, научных исследований и любой другой деятельности, не связанной с ведением войны.

Внимание: судно не то же, что корабль! Кораблями в русском языке называют вооруженные плавучие сооружения в составе военно-морских сил, а также многомачтовые парусные суда с прямыми парусами

Типы навигационных опасностей

Опасными для мореплавания являются надводные, подводные, притопленные или разрушенные гидротехнические сооружения, затонувшие суда, потерянные якоря, бетонные строительные блоки и прочее. Возвышающиеся над водой естественные образования рельефа и искусственные сооружения также представляют определенную опасность. Для характеристики опасностей используются следующие основные термины:

  • мель — это значительное по площади возвышение морского дна, сложенное из твердого грунта, глубины над которым малы по сравнению с окружающими
  • отмель — это мель, простирающаяся от берега с постепенно увеличивающимися в сторону моря глубинами
  • подводная коса — это узкая отмель, вытянутая от полуострова или мыса
  • банка — это изолированное и ограниченное по площади резкое поднятие дна; частым видом банки является подводная гора — отдельное с крутыми склонами возвышение морского дна глубокой части океана
  • риф — это надводное или усыхающее возвышение со скалистым грунтом, скоплением камней или коралловых образований
  • отличительная глубина — это глубина, резко отличающаяся от окружающих глубин
  • бар — это мель или ряд мелей, отгораживающих лагуну или устье реки от моря
  • осушка — это часть берега или отмели, обнажающаяся в малую воду
  • скала — это отдельное выступающее из воды резкое возвышение дна из твердых пород
  • камень — это небольшая скала или обломок твердых пород. Как правило, располагается вблизи береговой черты
  • атолл — это низменный коралловый остров в открытом море в виде, кольца, окружающего мелководье
  • мол — это связанное с берегом внешнее оградительное сооружение
  • волнолом — это не связанное с берегом внешнее оградительное сооружение порта
  • дамба — это укрепительная насыпь (вал), предназначенная для предохранения берега от затопления, защиты каналов и рейдов от волнения и заносов, для регулирования течения рек и соединения участков суши между собой
  • буна — это короткая дамба из каменной наброски или сплошной стенки, выдвинутая под углом к берегу
  • свая — это несущая (поддерживающая) опора гидротехнического сооружения в виде стержня, погруженного в грунт
  • ряж — это затопленный деревянный сруб, который разделен на клетки, загруженные камнем

Для ограждений морских навигационных опасностей, угрожающих безопасному плаванию кораблей и судов, создается система искусственных сооружений и устройств, которые называются навигационным оборудованием.

Средства навигационного оборудования на море

Средствами навигационного оборудования морей (СНО) называются специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ориентирования или определения координат кораблей и судов в море, а также для ограждения каналов, фарватеров и навигационных опасностей. По своему расположению они могут быть береговыми (наземными), плавучими или подводными. По физическим принципам, положенным в основу конструкции и определяющим их назначение средства навигационного оборудования подразделяются:

  • зрительные
  • звуковые
  • радиотехнические

Слайд 193. Оценка достоинства навигационной морской карты Перед тем, как воспользоваться НМК,

судоводитель обязан подвергнуть всестороннему внимательному изучению все элементы ее содержания и, как следствие такого анализа, дать оценку карте с точки зрения ее пригодности для решения конкретной на­вигационной задачи.Задача судоводителя состоит в том, чтобы, изучив карту и выявив ее достоинства и недостатки, затем действовать так, что­бы достоинства способствовали лучшему решению практических задач, а недостатки или совершенно не оказывали влияния на решение этих задач, или оказывали в наименьшей степени, или, наконец, могли быть приняты во внимание и соответствующим образом учтены.Морская карта, более чем какая-либо другая географическая карта, требует критического подхода. Слепое доверие к ней и, как следствие, необоснованная переоценка со стороны судоводи­теля могут привести к неверным выводам и даже к навигацион­ной ошибке, нередко ведущей к тяжелой аварии и даже гибели судна.

ХЕРСОНСКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ

НАВИГАЦИОННАЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ

( К О Н С П Е К Т Л Е К Ц И Й )

преподаватель М И Ш У К О В И. Н.

В в е д е н и е

Почти все природные явления имеют в первооснове солнечную энергию, ее накопление в океане и атмосфере, неравномерность поступления этой энергии в различные районы и разное время года.

Солнечная радиация – основа всего живого на Земле, движущая сила и источник энергии всех процессов на нашей планете. Но особенно велика роль солнечной энергии в процессах, происходящих в океане, во взаимодействии океана с атмосферой.

Это происходит потому, что, во-первых: поверхность океана занимает 71% поверхности земного шара; во-вторых: солнечная радиация поглощается водой в два раза интенсивнее, чем сушей, и в четыре раза интенсивнее, чем воздухом.

И это при одинаковой плотности. А поскольку плотность воды в 300 раз превышает плотность воздуха, при охлаждении на 1 градус всего лишь 1 кубического сантиметра воды выделяется столько теплоты, сколько необходимо для того, чтобы нагреть на 1 градус более 3000 кубических сантиметров воздуха.

Масса вод Мирового океана огромна: она превышает 1,4 х 10 18 тонн. Масса атмосферы почти в тысячу раз меньше. Таким образом, океан, обладающий значительно большей по сравнением с воздухом теплоемкостью и колоссальной массой, является гигантским хранилищем теплоты для атмосферы.

( К сведению: средняя температура океана 3,8 градуса Цельсия – что более чем на 20 градусов превышает среднюю температуру атмосферы ).

В-третьих: в океане постоянно испаряется вода с поверхности, причем в среднем по его акватории количество испаряющейся воды превышает количество выпадающих осадков на 1 метр. При испарении этого слоя выделяется и передается атмосфере огромное количество скрытой теплоты.

В атмосфере эти три фактора определяют перенос воздуха от экватора к полюсам на большой высоте и от полюсов к экватору вблизи поверхности Земли, с океана на сушу летом и с суши на океан зимой и др. При таком движении воздушных масс большую роль играет переносчик скрытой теплоты – водяной пар. Поглотив теплоту у поверхности океана в момент своего образования, водяной пар отдает ее окружающему воздуху, конденсируясь в облака. Этим он поддерживает восходящие воздушные потоки и способствует образованию циклонов, которые формируют погоду средних широт.

И в самом океане мощной движущей силой является фактор неравномерности содержания теплоты. ( К примеру, Тихий океан на поверхности теплее Атлантического на 2,2 градуса, на глубинах же, наоборот Атлантический океан теплее Тихого).

Уровенная поверхность Тихого океана на 1 метр выше уровенной поверхности Атлантического, причем ее понижение идет с севера Тихого океана на юг и с юга Атлантики на север, что дает основание предположить существование перетекания вод на поверхности из Тихого океана в Атлантический и компенсирующего течения на глубинах из Атлантики в Тихий океан.

Благодаря поступлению солнечного тепла происходит и вертикальное движение вод: весной и летом температура верхнего перемешанного слоя воды в океане выше, чем осенью и зимой, когда океан отдает накопленную теплоту в атмосферу. При этом развивается вертикальная конвекция, вследствие которой океанская вода выхолаживается до глубины в несколько сот метров.

Морские навигационные карты, определение направлений и местоположения в морской навигации.

Тем самым упрощается прокладка маршрута, состоящего из набора прямых линий на морских картах. В этом и заключается первое из указанных выше требований. Если движение судна происходит с постоянным курсом, то оно пересекает все меридианы под одним и тем же углом. Такая линия, пересекающая все меридианы под постоянным углом, называется локсодромией. Второе требование связано с обеспечением ориентирования судна в море по пеленгам и углам, между береговыми ориентирами. Оно выполняется, когда углы и направления, измеренные на местности и морской карте, идентичны, а формы объектов подобны. Такие проекции называют равноугольными.

Построение меркаторской проекции морской карты иллюстрирует рисунок ниже. На первом шаге построения меридианы распрямляются так, чтобы коснуться внутренней поверхности цилиндра. Расстояния между спроецированными линиями меридианов равно расстоянию между меридианами на экваторе. Параллели при этом растягиваются и становятся равными по длине экватору.

На втором шаге поверхность цилиндра с картографической сеткой разворачивается в плоскость. Все меридианы на ней параллельны и перпендикулярны параллелям. Локсодромия на этом шаге будет изображаться уже прямой линией. Однако подобия фигур на местности и карте не обеспечивается из-за растяжения параллелей, то есть в проекции свойство равноугольности отсутствует. Для получения равноугольности теперь меридианы в каждой точке надо растянуть пропорционально растяжению параллелей. После этого построение меркаторской проекции будет закончено

Обратите внимание, что на полученной проекции расстояния между параллелями растут по мере увеличения широты

Масштаб такой морской карты различен на разных широтах. При использовании на небольшом участке карты его можно считать все же постоянным. Для удобства перехода с карты на карту все масштабы на картах одного района океана или одного моря приравнивают к одной параллели, называемой главной. Например, для Балтийского моря главная параллель имеет широту 60 градусов, для Белого — 66, для Черного — 44. Недостатки меркаторской проекции : невозможность использования в высоких широтах и изображение линии кратчайшего расстояния между двумя точками в виде кривой.

Расстояния в морской навигации измеряется в морских милях. Морская миля равняется длине дуги меридиана в одну минуту. На вертикальной рамке карты приведена своеобразная «линейка», проградуированная в милях. Измерив длину отрезка на карте, например, циркулем-измерителем, откладывают его на рамке на широте расположения данного отрезка. Затем по рамке и определяют длину этого отрезка в милях. Большие расстояния разбивают на части. С боковой стороны рамки карты на нужной широте берут отрезок, равный 10, 20 миль и так далее, и считают, сколько раз он уложится в измеряемой линии. Одна миля равна 1852 метра; 0,1 мили — 1 кабельтов (кбт) = 185,2 метра.

Проблемы эксплуатации Северного морского пути

Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль6) льды по-прежнему покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.

«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса ЛК-60 планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).

Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.

Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах месяца-двух, что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.

Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую поисково-спасательную систему.

Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».

Морская миля

В переводе на обычный язык один узел означает скорость, с которой корабль проходит за час одну морскую милю. Поначалу ее величина равнялась 1853,184 метра. Именно такова длина поверхности Земли по меридиану в одну угловую минуту. И только в 1929 году Международная конференция в Монако установила длину морской мили в 1852 метра.

Необходимо помнить, что, кроме морской мили, существуют и другие. В прошлом в разных государствах в качестве единиц измерения длины существовало несколько десятков различных миль. После введения метрической системы мер мили в качестве единицы измерения расстояний стали стремительно терять популярность. Сегодня из всего многообразия сухопутных миль осталось лишь около десяти. Самой распространенной из них является американская миля. Ее длина составляет 1609,34 метра.

К длине земного меридиана привязана не только морская миля. Старинная французская мера длины морское лье равняется 5555,6 метрам, что соответствует трем морским милям. Интересно, что, кроме морского лье, во Франции существовало еще сухопутное, также привязанное к длине меридиана, и почтовое лье.

Слайд 6Масштабом в данной точке карты называется отношение бесконечно малого отрезка (ds),

взятого около данной точки по данному направлению, к горизонтальной проекции соответствующего ему отрезка на местности (dSo).

Главный масштаб характеризует общее уменьшение изображения, а частный масштаб характеризует степень уменьшения только в данной точке карты. Отношение частного масштаба в данной точке по данному направлению к главному масштабу называется увеличением масштаба и характеризует степень искажения проекции или масштаб карты по отношению к условному глобусу:

Вследствии наличия искажений в картографии различают главный масштаб (μ0) и частный масштаб (μ).

СУДОВОЖДЕНИЯ

Общие сведения об атмосфере. За условную границу окружающей Землю газовой оболочки – атмосферы – принимается высота 1 тыс. км, на которой еще наблюдаются полярные сияния. Верхний слой атмосферы – ионосфера – отличается повы

полем. Разность таких давлений в сторону наибольшего их падения называется барическим градиентом.

ВЕТЕР – горизонтальное перемещение воздуха, вызванное разностью атмосферного давления. Ветер характеризуется направлением и скоростью. На экваторе направление ветра совпадает с барическим градиентом. Однако к северу и югу от экватора с увеличением широты возрастает влияние Кориолисовой и центробежной силы, и ветер начинает отклоняться от направления градиента в северном полушарии вправо и в южном полушарии – влево. Став спиной к ветру будем иметь область низкого давления слева в северном полушарии и справа – в южном.

Скорость ветра зависит от величины барического градиента. Оценивается она с помощью специальной шкалы Бофорта, приведенной в МТ – 75.

В суточном ходе скорость ветра с утра возрастает, к вечеру – ослабевает.

В малых широтах в летнее время года наблюдаются смерчи – вихри, обладающие большой разрушительной силой. Их диаметр может достигать 100 метров, высота вихря колеблется от 100 до 1000 метров. Скорость движения вихревой системы — до 40 километров в час. Скорость вращательного движения воздушного потока внутри вихря достигает 100 метров в секунду.

Весьма опасно резкое усиление ветра от штиля до значительной величины. Такой ветер называется шквалом.

В связи с общей циркуляцией атмосферы Земли и местными циркуляциями, зависящими от особенностей тех или иных географических районов, ветры можно подразделить на постоянные, сезонные и местные.

Пассаты – это устойчивые ветры тропиков, дующие по обе стороны от экватора до широты примерно 30 градусов от северо-востока, востока и юго-востока.

Скорость пассатов невелика – в среднем 5-8 м/с (4 балла). Зона действия пассатов характеризуется в основном ясной погодой и малым количеством осадков.

Бризы – реверсивные ветры побережий морей и океанов, имеющие полусуточную периодичность смены направления. Ночной бриз дует с суши на море, а дневной – с моря на сушу. Скорость морского (дневного) бриза несколько выше скорости берегового (ночного) и составляет 3 — 5 метров в секунду. Морской бриз снижает на 2° – 3° среднюю температуру воздуха и повышает влажность на 10 – 20 % .

Бора – ураганной силы порывистый холодный ветер, вызванный стоком холодных плотных воздушных масс с крутых склонов гор в сторону моря.

Ветры, подобные Новороссийской и Новоземельской боре, известны во многих других морях Мирового океана: Бакинский норд на Каспийском море, мистраль – на Средиземноморском побережье Франции, норстер – в Мексиканском заливе и др.

Фен – теплый сухой воздух, дующий с гор.

Сведения о ветрах на морях подробно изложены в гидрометеорологических очерках лоций, ежемесячных гидрометкартах и в морских атласах.

Слайд 18Побережья морей «покрываются» рядом морских карт, каждая из которых охватывает свой

географический район. Для связи с соседними картами и сохранения непрерывности графического счисления пути судна соседние карты имеют «находы», т. е. взаимные перекрытия. Если какая-то часть побережья не размещается в заданном масштабе на стандартном листе, дополнительно к оттиску карты может быть напечатан клапан на нестандартном листе. Клапан подклеивают к основному листу карты. Иногда клапан печатают на свободном месте непосредственно на карте.

Морским картам присваивают пятизначные адмиралтейские номера. Каждая из цифр номера карты условно обозначает название океана или его части, тип карты в зависимости от ее масштаба, район океана или моря и порядковый номер карты в данном районе. Особые буквенные или цифровые обозначения вводят для справочных карт и карт специального назначения.

Первая цифра означает Океан: 1-Северный Ледовитый океан, 2-Северная часть Атлантического океана, 3-Южная часть Атлантического океана, 4-Индийский океан, 5- Южная часть Тихого океана, 6-Северная часть Тихого океана.Вторая цифра указывает на Масштаб карты: 0-Генеральная (более 1 000 000), 1-Промежуточная (500 000), 2-Путевая (200 000 — 400 000), 3 и 4 — Путевые крупномасштабные (100 000 — 150 000), 5 и 6 — Крупномасштабные частные (менее 75 000), 7-Резерв, 8 и 9 — Планы и карты внутренних водных путей.Третья цифра для генеральных карт: 0-масштаб более 5 000 000, 1-масштаб более 2 000 000, 3- масштаб более 1 000 000. Для других карт — используется вместе с двумя последующими цифрами.Четвёртая и пятая цифры указывают на номер карты в данном районе океана.

Карты

Карта, конечно, не прибор, но важно понимать, что к идее создания карт человечество пришло далеко не сразу. И до поры до времени это были просто картинки, ориентироваться по которым было почти невозможно

На Средневековых картах мы, непременно, увидим в центре Иерусалим, соединяющий Азию, Африку и Европу. Что любопытно, части света на каждой карте изображались по-своему. Африка могла оказаться на севере, Европа на юго-востоке, а Азия не Северо-западе от Иерусалима.


Карта с Иерусалимом в центре. (wikipedia.org)

Революцию в картографии произвел голландец Герард Меркатор, который первым в Европе стал делать подробные и точные карты. В 1569-м году он начал составлять карты в равноугольной цилиндрической проекции. Сделав их такими, какими мы привыкли видеть их теперь.

Слайд 4 Графическое изображение одной минуты дуги меридиана (морской мили) в данной

широте на карте меркаторской проекции называется меркаторской милей.Если на карте указанной проекции провести две параллели через одну минуту широты, то разность меридиональных частей этих параллелей будет представлять собой меркаторскую милю в экваториальных минутах. Она может выражаться и в миллиметрах.

Особенностью меркаторской проекции является то, что масштаб карты, сохраняя свое постоянство по всем направлениям, изменяется с широтой. Следовательно, и линейные размеры меркаторской мили также будут зависеть от широты. По этой причине, графическое изображение меркаторских миль дается в виде линейного масштаба, нанесенного на боковых рамках карты. Используя указанный масштаб, необходимо помнить, что все измерения проводятся в той его части, в широте которой совершает плавание судно.

При расчетах и построении карт в меркаторской проекции применяется постоянная величина, получившая название единицы карты (ё). Она представляет собой графическое изображение длины экваториальной минуты земного сфероида на карте проекции Меркатора.

Определение направлений и местоположения в морской навигации.

Познакомимся с определением направлений, используемых в морской навигации. Счет направлений (углов) в круговой системе ведется от северной части меридиана, наблюдателя от 0 до 360 градусов по часовой стрелке. В качестве характеристик направлений используются понятия курса и пеленга (азимута). К углам, определяемыми этими понятиями, часто добавляется слово «истинный». Это позволяет отличить аналогичные параметры, значения которых считываются с навигационных приборов : гирокомпаса или магнитного компаса.

Истинный курс ИК (True Heading) определяется как угол между плоскостью северной части истинного меридиана (направлением на север) и диаметральной плоскостью судна, измеренный по часовой стрелке. Истинный пеленг ИП (азимут, Bearing, BRG) на некоторый объект есть горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана (направлением на Север) и направлением из точки наблюдения на объект, измеренный по часовой стрелке. Как известно, стрелка магнитного компаса указывает на северный магнитный полюс, который, как и южный, не совпадает с географическим. Северный магнитный полюс находится в Канадском Арктическом Архипелаге и постоянно перемещается, около 20 километров в год. Угол между направлениями на географический и на магнитный полюс называется магнитным склонением.

Величина его различна в разных районах и может достигать 28 градусов. Склонение к востоку считается положительным, а к западу — отрицательным. Вертикальная плоскость, проходящая через ось свободно подвешенной магнитной стрелки, называется плоскостью магнитного меридиана, а след от ее пересечения с плоскостью горизонта — магнитным меридианом. Угол, отсчитываемый от магнитного меридиана на объект, называется магнитным пеленгом или магнитным азимутом (МП). На навигационных картах помещены знак и величина склонения, а также его годовое изменение, с помощью которого можно вычислить фактическую величину склонения на текущий момент. Заметим, что в спутниковых GPS-навигаторах расчет магнитного склонения производится автоматически на основании модели склонения, записанной в память навигатора, или вводится вручную.

Помимо склонения, погрешность в показания компаса вносят местные магнитные аномалии, чаще всего вызванные залеганием железных руд; в таких районах склонение может достигать десятков градусов. Районы магнитных аномалий обозначены на навигационных картах. Также компас может ошибаться вблизи силовых электроустановок, больших металлоконструкций и тому подобное. Наконец при пользовании компасом вавтомобиле или на судне возникает погрешность от влияния металлического корпуса, судового железа, электрооборудования, называемая девиацией. Девиация изменяется в зависимости от магнитного курса, крена и других факторов. Для перехода от магнитного пеленга (МП) к истинному пеленгу (ИП) надо знать величину и знак магнитного склонения (Ск). Расчет производится по формуле : ИП = МП + Ск.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш досуг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: